Была когда-то такая телепередача "Это вы можете". В конце восьмидесятых в ней несколько раз показывали вездеход, разработанный и изготовленный братьями Лазовскими из Амурска. Колеса вездехода подкачивались выхлопными газами, он мог и по торосам ездить, и полыньи переплывать... Много говорилось о том, что этот вездеход жизненно необходим для освоения Севера России и его обязательно внедрят в производство.
Прошло пятнадцать лет. Чем сейчас занимаются амурские изобретатели, и что стало с их чудом техники?
Техника - дрова?
Заочно с братьями Лазовскими из Амурска я познакомился довольно давно. Несколько лет назад мне довелось писать статью о том, как на комсомольском заводе подъемно-транспортного машиностроения безуспешно пытались наладить серийный выпуск уникального вездехода, разработанного ими.
А под самый занавес 2003 года Владимир Иванович Елин, преподаватель Комсомольского политехнического университета, показал фотографию странного мини-вертолета, созданного все теми же Лазовскими. Первое, что бросилось в глаза, - разбросанные возле аппарата дрова. К тому же на снимке виднелось странное облако. На обычный выхлоп было не похоже.
"Это водяной пар, - буднично пояснил Владимир Иванович, - подогреваемый в котле аппарата теми самыми дровами".
сказать, что я удивился, - значит ничего не сказать. Конечно, я никогда не терял веры в наших Кулибиных... Но чтобы соединить "трепетную лань" авиации и паровой двигатель
А Владимир Елин на мой вопрос о том, будет ли летать эта штука, уверенно ответил: "Да". В общем, я не мог не отправиться в Амурск.
Там я и поговорил с создателями "винтокрылого паровоза" Владимиром Анатольевичем Лазовским и его сыном Иваном (третьего изобретателя - Юрия Анатольевича, к сожалению, дома не оказалось).
А товарищ Черный оценил...
- Владимир Анатольевич, как сложилась судьба вашего, нашумевшего в свое время, вездехода? Где сейчас опытная модель?
- В 1987-м мы показывали вездеход первому секретарю Хабаровского крайкома КПСС Черному и командующему войсками ДВО маршалу Тулупко. По результатам того показа было принято решение о производстве опытной партии машин на "Машзаводе" в Амурске. На этом настаивали прежде всего военные. По их мнению, его можно было использовать в качестве вспомогательной машины высокой проходимости для обеспечения войск. Дело заглохло по нескольким причинам. "Машзаводу" тогда не нужна была лишняя загрузка - основных заказов хватало. (Речь идет о конце 80-х). Да и товарищ Черный оценил наше изобретение весьма своеобразно. Сказал, как сейчас помню: "Если я вам помогу пустить машину в серию, то с их помощью будет разграблен весь край". Мол, лучшей машины для браконьеров не придумать...
К тому же одно из самых распространенных качеств всех самоделкиных - остывание интереса к уже сделанному. Мы тогда уже серьезно занимались моторной яхтой с "виртуальным" крылом. Так что было не до вездехода.
Правда, уже в 90-х годах предпринимались попытки наладить производство наших вездеходов в Комсомольске на базе завода подъемно-транспортного оборудования. Но из-за отсутствия необходимой культуры производства дело не пошло. Позже интерес к покупке этой машины проявляли и за рубежом. В частности, китайцы были готовы приобретать вездеход в любых количествах, но вкладывать деньги в развитие производства в России они не решились. В общем, опытную модель мы разобрали. Осталась от вездехода одна фотография, и та любительская.
Кепку так и не съел
- Вы сказали, что стали заниматься яхтой с "виртуальным" крылом. Про подводное крыло большинство читателей слышали. А что значит "виртуальное"?
- На нашей яхте крыла в привычном виде не было, но из-за хитрых обводов днища создавался эффект подводного крыла - примерно как у "Метеоров" и "Ракет". Мы пытались показать эту яхту специалистам
КнААПО, но они отказались ее посмотреть. Один из спецов даже заявил, что если наша семиметровая яхта с дизельным двигателем от трактора МТЗ-80 (80 лошадиных сил) вообще выйдет на глиссирование, то он съест свою кепку. Мол, это в принципе невозможно. А мы во время поездок на природу выходили на глиссирование со скоростью свыше 40 километров в час (при этом в яхту загружались по семь человек). Правда, тот спец кепку так и не съел. Возможно, он вообще не знает о том, что должен это сделать, - мы его на природу не брали.
Яхту мы тоже забросили - для ее дальнейшего содержания и развития требовались очень большие затраты. Нам они были не по карману.
Неужели она полетит?
- Расскажите теперь про вашу "чудо-печку". Неужели она полетит?
- Наш вертолет уже летал - в августе мы проводили испытания.
Нам давно хотелось сделать что-то летающее, но желание и возможности совпали совсем недавно - когда мой сын Иван поступил на самолетостроительный факультет. Тогда мы вместе решили, что сможем сделать вертолет с новым для авиации видом энергии.
Вот смотрите - в 40-х годах из авиации ушло целое направление - автожиры. Это некий симбиоз самолетов и вертолетов. Такие аппараты обладают целым рядом преимуществ по сравнению с вертолетами. Они более компактны, маневренны, могут летать в сложных погодных условиях. Да и по экономическим показателям вертолеты однозначно проигрывают автожирам. Специалисты знают, насколько дорога сегодня эксплуатация самого массового российского вертолета Ми-8. По этим причинам сегодня его не могут использовать ни геологи, ни лесники. Сейчас за рубежом автожиры снова завоевывают популярность. Но у автожиров есть один недостаток - они взлетают с разбега, по-самолетному. Проведенные в августе испытания нашего вертолета говорят о принципиальной возможности совместить лучшие качество вертолетов и автожиров (низкая масса и высокая маневренность при возможности вертикального взлета и посадки). К тому же он будет относительно недорогим. Традиционный вертолет с подобными показателями в принципе невозможно сделать из-за большой массы редуктора.
Никакой особенной новизны в конструкции аппарата нет. Изюминка заключена в способе получения энергии для движения. На вертолете применена оригинальная паровая турбина с высоким КПД. Для того чтобы поднять подобный вертолет, нужна энергетическая установка с мощностью в 15 киловатт. Добиться такого показателя с помощью пара до нас ни кому не удавалось. Сейчас мы проводим доработку, и после нее бак будет нагреваться уже газовой или бензиновой горелкой. По предварительным оценкам, ожидаемая дальность полета нашего вертолета будет в районе 150 километров.
Изубрик
- Владимир Анатольевич, какое у вас образование? И когда вы начали заниматься изобретательством?
- Все начиналось с детства, когда все, что можно было взрывать, взрывалось, все, что можно разобрать, разбиралось и т.д. в шестом классе мне даже дали кличку Изубрик. Не из-за того что уроки зубрил, а за изобретательство.
А что касается образования... В свое время я закончил Благовещенское речное училище. Туда я попал совершенно случайно, но сейчас считаю, что мне повезло. Хорошие преподаватели и удачный набор дисциплин дали всем нам настолько мощную базу для дальнейшего роста, что многие из моих одногруппников стали большими руководителями в сравнительно молодом возрасте. Один из них, например, стал адмиралом.
Я по окончании училища некоторое время работал по специальности. Затем женился и переехал в Амурск. Сами понимаете, речники здесь не требуются. Стал работать художником, занимался оформлением агитационных стендов и т.д. Получил высший разряд как художник-оформитель. Я теперь считаю, что изобретатель должен быть в первую очередь художником.
После этих слов мне тут же были продемонстрированы великолепные деревянные вазы и стулья, сделанные из цельного куска дерева на станке собственного изготовления.
- А продолжить образование не пытались?
- В середине 90-х годов (мне было под сорок) я поступил в комсомольский политен, но быстро забросил это дело. Почему? Просто я понял, что мне учиться поздно. Общественные дисциплины мне были ни к чему, а сопромат я уже знал. Причем на практике. Вот сейчас сын Иван учится на четвертом курсе политехнического университета. Перед ним стоит другая задача: попробовать продолжить наше общее дело, но уже с базовым высшим образованием, а может быть, даже и с кандидатским дипломом.
Есть мнение, что природа отдыхает на детях одаренных людей. Тем интереснее было узнать, что сын Владимира Анатольевича - Иван - идет дорогой своего отца. С детства занимался в кружке авиамоделизма. с летающей моделью ракеты-носителя "Союз" принимал участие в соревнованиях по моделизму и занимал призовые места на различных соревнованиях, в частности на краевой выставке в Хабаровске в 1998 году. А сейчас помогает отцу в его начинаниях.
Лучше грабить край на японских джипах?
- У вас не возникало мысли запатентовать свои изобретения?
- Вездеход, помнится, пытались запатентовать, но не удалось. У меня нет большого желания заниматься этой волокитой, пусть и обещающей в принципе хорошие финансовые поступления. У меня свой самодостаточный мир, в рамках которого я живу полноценной жизнью. Мне кажется, многие российские самоделкины живут примерно так же. Вот недавно показали по телевидению сюжет, в котором рассказывалось о создателе деревянного автомобиля. И подтекст был такой... Мол, смотрите - не в себе человек. Но я считаю, что этот человек сделал такую машину не оттого, что он дурачок. Просто он так решил свою конкретную проблему с помощью подручных средств. Скорее всего, это грамотнейший человек, просто он немного по-другому относится к условностям нашего мира.
Очень хочется завершить рассказ на оптимистической ноте. Но не получается. Мы живем в Хабаровском крае, экономика которого по большому счету покоится на двух китах: вывоз сырья и экспортные авиазаказы КнААПО.Сколько говорилось о том, что нужно уходить от сырьевого экспорта и переходить на другие виды продукции...
А тем временем под боком у нас, в Амурске, головами и руками братьев Лазовских создаются уникальные машины, массовый выпуск которых можно было бы наладить на предприятиях края и не зависеть от воли далеких московских чиновников. Но нет - нам не до этого. Помните, как выразился в свое время товарищ Черный? Мол, весь край мне разворуют на ваших вездеходах. Сейчас край разворовывается с помощью японских джипов... И кому от этого лучше? Ну ладно - раньше, при советской системе, никто во внедрении новых технологий не был заинтересован. Но сейчас-то! Про мифических инвесторов я вообще молчу. Но даже в Амурске о братьях Лазовских почти никто ничего не знает... У людей другие проблемы.