На прошедшем в конце 2003 года заседании "круглого стола" Минтранса России обсуждалась стратегия развития внутреннего водного транспорта' (ВВТ). В числе важнейших был и вопрос о системе образования в отрасли. С докладом о подготовке специалистов выступил ректор Московской государственной академии водного транспорта Станислав ЧИБИРЯЕВ. Наш корреспондент встретилась с профессором и взяла у него интервью.
- Уважаемый Станислав Архипович! Насколько остро стоит в отрасли вопрос подготовки кадров? Ведь, как показывает.статистика, увеличение занятости на ВВТ не наблюдается...
- В отрасли занято более 100 тысяч человек. Ежегодно часть работников уходит, как говорят, на заслуженный отдых, молодежь идет служить в армию, женщины берут длительный отпуск по воспитанию детей. Люди растут профессионально и перемещаются по горизонтали и вертикали. Это движение вызывает потребность в ежегодном притоке кадров, в том числе специалистов - порядка 5-7 процентов от величины занятых.
Сегодня взят курс на модернизацию внутреннего водного транспорта. Возрастает потребность в специалистах по содержанию, ремонту, вождению новых или модернизированных судов. Эта многотрудная работа вновь делает привлекательными для молодых людей профессии инженера, судоводителя, рулевого, моториста.
- Как все-таки решаются вопросы с образованием?
- Сама система образования водного транспорта имеет замечательную историю. Некоторым учебным заведениям более 300 лет. Это - детища Петра I. Еще Виниус, сподвижник Петра, писал ему: "Собрано в школы 250 ребят, из которых выйдут хорошие инженеры, артиллеристы, мастера". С тех пор в наших учебных заведениях сформировались свои традиции, своя специфика, профессиональная направленность.
Сегодня кадры готовят три академии водного транспорта, университет, 15 речных училищ и два техникума. Численность студентов и курсантов в этом учебном году составляет 47 520 человек. Ежегодный выпуск покрывает потребность в новых кадрах.
- Однако в деле их подготовки важно не только количество, но и качество. Ни одна компания сегодня не даст принятому на работу выпускнику фору в три года, как это было раньше. Удается ли добиваться нужного качества подготовки?
- Необходимый уровень определяется, прежде всего, уровнем научных школ, составом профессоров и преподавателей, оснащенностью современными лабораториями, научным и тренажерным оборудованием, возможностью всесторонней практики для студентов.
Научные школы у наших академий известны. В МГАВТ ученые-педагоги работают над обеспечением безопасности судоходства, надежности гидротехнических сооружений, разработали и внедряют электронные лоцманские карты, спутниковую проводку судов, провели обоснование эффективного использования государственной собственности, развития рынка транспортных услуг. При разработке Концепции развития внутреннего водного транспорта до 2015 года наши ученые обосновали преимущества перевозок грузов и пассажиров по воде. Были подсчитаны энергозатраты на тысячу т/км груза, параметры загрязнения окружающей среды, стоимость обустройства внутренних водных путей (ВВП). Все эти показатели говорят в пользу таких перевозок.
Академическая наука в области ВВТ не стоит в стороне от решения таких злободневных проблем, как угроза прекращения сквозного судоходства всей глубоководной транспортной системы европейской части России. Речь идет, прежде всего, о гидросооружениях, модернизация которых должна быть проведена незамедлительно. Это Кочетовский шлюз на Дону, Волго-Балтийский водный путь, Городецкий шлюз N 14 на Волге.
- Какие же проблемы по этим направлениям удалось высветить ученым?
- Установлено, что Кочетовский шлюз, построенный в 1919 году, не может пропускать крупнотоннажные суда по причине малых габаритов и малых глубин на пороге. Обоснование необходимости строительства второй нитки шлюза убедило Совет Росречфлота и Правительство Российской Федерации. В федеральном бюджете на 2004 год выделено 200 миллионов рублей на начало строительства.
Многие знают водный маршрут Москва - Санкт-Петербург. Здесь туристические теплоходы следуют без задержек. Но грузовые суда стоят сутками в ожидании шлюзования. В этих условиях об устойчивости транспортного коридора "Север-Юг" говорить не приходится. План действий, недавно принятый по этому пути Минтрансом РФ, вселяет надежду на то, что в недалеком будущем эта водная артерия будет соответствовать требованию времени.
И, наконец, еще одна головная боль - это шлюз N 14 и плес между Городцом и Нижним Новгородом. Над решением проблемы восстановления нормального судоходства на этом участке плодотворно потрудились ученые Волжской академии водного транспорта. Я сам вырос в этих краях. И свою трудовую биографию начинал на этом самом шлюзе. Каждый раз, когда бываю там, очень переживаю, когда гляжу на караваны судов, сутками ожидающих шлюзования.
Общими усилиями ученых и специалистов выход был найден. Ниже Городецкого шлюза, в районе Балахны, было предложено построить низконапорный гидроузел, который поднимет уровень воды до необходимых четырех метров и сохранит реку в естественных берегах.
Решение трех проблем позволит бесперебойно функционировать транспортному коридору "Север-Юг" и утвердит статус России как мощной транзитной державы.
- Москва - огромный мегаполис. И здесь водный транспорт занимает не последнее место. Работают ли в этом направлении ваши ученые-педагоги?
- Конечно. Большая работа специалистами и учеными МГАВТ была проведена по разработке Концепции развития внутреннего водного транспорта Московского бассейна до 2020 года. К ней подготовлена программа конкретных действий. После обсуждения она была одобрена правительством Москвы.
Можно также считать значительным достижением ученых МГАВТ разработку и внедрение (пока на Волго-Балте) системы лазерной навигации. Это качественно новый этап в деле проводки судов по створам.
- За подобные разработки, совмещаемые с преподавательской работой, следует достойное вознаграждение?
- Ученые-педагоги за свой разработки получают звания, вплоть до академиков. Но материальное вознаграждение за их уникальный труд сильно отстает даже от среднего по стране уровня. Сегодня налицо неблагоприятная тенденция. При существующем низком уровне оплаты труда за научную и преподавательскую работу бывает трудно найти даже средней руки специалистов. Хорошие и молодые предпочитают работать в богатых коммерческих структурах или находят себе место за границей. Если в ближайшее время не принять кардинальных мер по обеспечению достойного вознаграждения ученых-преподавателей, то скоро мы можем оказаться в положении, когда специалистов и ученых придется, как при Петре I, завозить из-за рубежа. И платить им очень большие деньги.
- Да и сама подготовка специалистов стоит, наверное, немало?
- Конечно! Подготовка специалистов нашего профиля - дело дорогое и финансоемкое. Не случайно ни один из более чем пяти тысяч коммерческих вузов, возникших в России за годы реформ, не взял на себя бремя подготовки специалистов высшего звена транспортников. Это дорого и хлопотно. Куда проще открыть очередную экономическую или юридическую академию. Для обучения наших же студентов нужны учебные суда, дорогостоящие тренажеры, длительная практика. Ведь наряду с дипломом инженера на море и реке наш выпускник-судоводитель должен иметь разные сертификаты - по радиолокационному наблюдению, по САРП (средствам автоматизации, радиолокации и прокладке), по медицинской подготовке, по спасательным средствам.
- Реализация транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2025 года потребует больших изменений в образовательном комплексе?
- Да. Грядут большие изменения. Речь пойдет о структурной перестройке в системе образования. Одним из наиболее перспективных направлений станет многоуровневая подготовка специалистов. МГАВТ уже вполне освоила ее. В отношении самой транспортной стратегии: учебными планами всех специальностей (а их у нас более двадцати) предусмотрено изучение дисциплины "Транспортная стратегия России".
- В вашей академии, как нам известно, существует трехуровневая система подготовки. Почему именно такая система считается наиболее эффективной?
- Трехуровневая система подготовки, принятая во МГАВТ, означает постепенное движение обучающихся от комплекса простых профессий ко все более сложным, а затем и инженерным специальностям.
Освоение первого уровня означает получение ребятами, пришедшими к нам после девятого класса, таких профессий, как рулевой, моторист, мастер по столярному делу, оператор ЭВМ, газосварщик, судовой кок.
Как правило, первую ступень проходят юноши из малообеспеченных семей. Ведь во время обучения они находятся на полном государственном обеспечении. Им выделяется общежитие, дают форму, организуют питание.
После успешного завершения первой ступени появляется две возможности. Можно начать работать по своей специальности в порту, судоходной компании, на участке ГБУ или продолжить обучение уже на второй ступени. Она дает уже среднее профессиональное образование. Здесь можно приобрести специальность судоводителя речных судов, а также судов "река-море" плавания. Можно выучиться на механика силовых установок, можно стать техником подъемно-транспортных средств. Третья ступень дает возможность наиболее способным к обучению освоить инженерные специальности широкого профиля, получить экономические, юридические, управленческие знания. А после определенной практики, приобретения опыта такие специалисты способны становиться руководителями.
- Многие ли учебные заведения речной отрасли ориентированы на многоуровневую систему?
- Государственная служба Росречфлота, в ведении которой находятся учебные заведения речного профиля, не так давно приняла решение о создании академических комплексов, которые должны объединить транспортные вузы, техникумы и речные училища. Такое объединение призвано не только расширить географию обучения, но и создать ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО. Это позволит через Интернет реализовать весь накопленный информационный потенциал, сделать доступными наработанные с методики, максимально применить самообразование. МГАВТ имеет десятилетний опыт дистанционного обучения. Новое знание в этой системе способно дойти до любой "глубинки", будь то порт, завод, шлюз, затон. Есть все основания полагать, что в недалеком будущем единое образовательное пространство на транспорте станет реальностью.