Свыше тысячи единиц подвижного состава "Красопергруза" - это солидный потенциал. И он все время пополняется. Дорога тем самым получает большую возможность маневра, что немаловажно при дефиците полувагонов.
Уже три года на коротких маршрутах Красноярской магистрали работает "Красопергруз" - одна из первых созданных в регионе компаний-операторов. Деятельность этого предприятия, учредителем которого являются администрация края и открытое акционерное общество "Востсибпромтранс", была бы невозможна без тесного взаимодействия с железной дорогой.
Минувшей осенью на погрузочной станции Тея образовалась пробка. Здесь скопился порожняк, который прибыл под погрузку руды для Кузнецкого металлургического комбината. В Абакан, Красноярск и Москву тут же полетели телеграммы: на путях, примыкающих к руднику, "Востсибпромтранс" прекратил погрузку железорудного концентрата. Клиенты забеспокоились не на шутку. Еще бы, над комбинатом нависла реальная угроза остановки, а для непрерывного производства стали аритмия в поставках, как известно, смерти подобна.
- Конечно, столь крайние меры, как остановка погрузки, - не лучший способ воздействия, и мы понимали, что тоже понесем убытки, - рассказывает о ситуации, сложившейся в Tee, генеральный директор "Востсибпромтранса" Геннадий Лапунов. - Но ведь надо было как-то урезонить строптивого клиента. Два месяца владелец сырьевой базы (подразделение "ЕвразХолдинга") не оплачивал наши услуги...
Руководство "Востсибпромтранса", уставшее от уговоров, о своем решении предупредило клиента заранее. И тогда металлурги сделали ответный ход. Конфликт, вызванный их собственной неплатежеспособностью, совсем по-другому подавался на региональном уровне. С политическим подтекстом. Смотрите, мол: стратегические грузы для Кемеровской области не идут со станции отправления. Кто виноват? Железнодорожники!
Выяснение всех обстоятельств конфликта стало предметом встречи в управлении дороги двух сторон - промышленных и магистральных железнодорожников.
Что значит для магистрали ОАО "Востсибпромтранс"? Это то звено, от слаженных действий которого напрямую зависят погрузка станции и магистрали в целом. Заметим, что это самый крупный партнер, на долю которого приходится почти половина всех погрузочно-разгрузочных работ. А с недавнего времени - еще и треть объема перевозок, выполняемых в регионе. Такова доля участия в перевозочном процессе ЗАО "Красопергруз" - первого оператора, созданного для бесперебойного обеспечения углем тепловых станций сибирских городов.
Вообще-то, выкупив в собственность вагоны и выйдя на транспортный рынок, "Красопергруз" мог спокойно сосредоточиться на более доходной деятельности. Не секрет, что угольные перевозки - не самые прибыльные, но красноярцев это обстоятельство не остановило. Они сделали ставку на эффективное использование подвижного состава. И не прогадали. Производительность одного вагона, принадлежащего операторской компании, составляет в месяц более тысячи тонн -показатель, который по углю намного выше, чем в парке подвижного состава ОАО "РЖД".
Ежемесячно "дочка" "Востсибпромтранса" доставляет в Красноярск и Ачинск свыше одного миллиона тонн угля. "Востсибпромтранс" рассматривает также варианты перевозки угля в Иркутск и Братск. Вагоны "Красопергруза" теперь доставляют на Ачинский завод еще и нефелины с месторождений, расположенных вблизи станции Кия-Шалтырь. Словом, номенклатура перевозимых грузов расширяется.
Впрочем, промышленные железнодорожники в своем "старшем брате" видят все-таки партнера. Сегодня в распоряжении "Востсибпромтранса" находится около четырехсот думпкаров. По новому Прейскуранту со специализированным подвижным составом стало выгодно работать, но не все думпкары, к сожалению, исправны. Вот если бы их поднять "на ноги"! Коллеги здесь рассчитывает на помощь дороги. Помощь взаимовыгодную: после ремонта, проведенного в условиях депо, можно сформировать пять полновесных маршрутов. "Нам важно, чтобы вагон работал", - говорят в ОАО "Востсибпромтранс".
Свыше тысячи единиц подвижного состава "Красопергруза" - это солидный потенциал. И он все время пополняется. Дорога тем самым получает большую возможность маневра, что немаловажно при дефиците полувагонов.
В Департаменте управления перевозками ОАО "РЖД" дают положительную оценку взаимодействию сибиряков. В практику здесь вошли совместные совещания между службами дороги и руководством "Востсибпромтранса". На них вырабатывается общая стратегия сотрудничества. В результате, например, на Ачинском узле сократилось время выполнения многих технологических операций. Это позволило грузить дополнительно в сутки около четырех тысяч тонн руды для Ачинского глиноземного комбината.
Удачным примером сотрудничества, с точки зрения экономической выгоды, можно считать также совместные усилия по возрождению Назаровского щебеночного карьера. По просьбе руководства магистрали промышленные железнодорожники поддержали это "лежащее на боку" предприятие, втрое уменьшив тариф на перевозку его продукции до станции Чулымка. Служба пути теперь приобретает качественный щебень для земполотна по сравнительно низкой цене, а промышленные железнодорожники получили прибавку объемов перевозок.
По логике вещей, вступление в силу нового Устава железнодорожного транспорта должно было упорядочить отношения участников рынка перевозок и еще более упрочить взаимодействие партнеров. Но, как показывает практика, сложностей здесь еще хватает. В управлении дороги сегодня скопилось немало писем от клиентов. Это скорее жалобы, чем пожелания: грузоотправители хотели бы напрямую работать с магистралью, минуя "Востсибпромтранс" как промежуточное звено.
Клиентов не устраивают расценки на технологические операции, выполняемые владельцем путей необщего пользования. Да и у дороги есть к "Востсибпромтрансу" претензии. В июне прошлого года закончился срок договоров на двух станциях - Абаза и Тея. Между тем требуется трехстороннее их заключение (перевозчик, ветвевладелец, пользователь). Однако промышленные железнодорожники неоправданно затянули время. Причина ясна. Штрафные санкции за задержку подвижного состава вступают в силу только при наличии юридических обязательств между партнерами. А если бумаг, скрепленных подписями, нет, то и отвечать некому.
Но почему экономия одних должна идти за счет других?
- Мы делаем общее дело, и в нашей работе не должно быть разногласий, - обозначает свою позицию начальник Красноярской магистрали Владимир Супрун. - Глубоко убежден: наши взаимоотношения должны строиться на паритетных началах...
Солидарен с ним генеральный директор ОАО "Востсибпромтранс" Геннадий Лапунов. Самое время скоординировать свою работу в изменившихся условиях. "Сверка часов" нужна во многих делах. Взять хотя бы практику взимания штрафов за перепростой. Устав предусматривает использование номерного учета времени нахождения подвижного состава на путях необщего пользования. У красноярцев есть очевидные преимущества: дорога одной из первых на сети внедряет "Пальму" - автоматизированную систему идентификации подвижного состава, которая поможет партнерам наладить учет.
Промышленные железнодорожники рассматривают и различные перспективные варианты развития материально-технической базы, в том числе приобретение локомотивов. Развиваясь, предприятие "Востсибпромтранс" с его тринадцатью филиалами и операторской "дочкой" повышает эффективность партнерства с Красноярской магистралью - транспортной сетью крупнейшего региона страны.
Красноярск.