Административная реформа, идущая в стране, вызывает немало вопросов. Главный из которых - изменится ли ситуация в связи с глобальным переименованием структур и перераспределением функций между всевозможными министерствами и ведомствами.
Один из наиболее любопытных, на наш взгляд, моментов - решение об упразднении Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России) и распределении ее функций между Федеральной налоговой службой, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и вездесущим Минэкономразвития под управлением Германа Грефа. С чем связан подобный шаг: с резким сокращением числа финансово несостоятельных предприятий? Или с разочарованием в ныне существующей процедуре "оздоровления"? Чем может все это обернуться для промышленности Хабаровского края?
Своими соображениями на эту тему мы попросили поделиться руководителя Межрегионального территориального органа ФСФО России в Дальневосточном федеральном округе Михаила Мордовского.
- Михаил Николаевич, какова сегодня тенденция: число банкротств растет или падает?
- По большому счету, число банкротств сегодня упало. Пик их пришелся на 2002 год. Но связано это было не с ситуацией в экономике, а с нюансами законодательства. К тому времени у нас накопилось огромное число так называемых отсутствующих должников, то есть фирм-однодневок, оставивших после себя долги перед бюджетом. Но в соответствии с действующим законодательством предприятие нельзя исключить из реестра, не введя процедуру банкротства и, дабы соблюсти формальности, мы подавали заявление в суд.
С вступлением в силу закона о несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 года заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Порядок и условия финансирования процедур банкротства отсутствующего должника правительством Российской Федерации до сегодняшнего дня не определены, а потому число банкротов резко пошло на убыль. На начало прошлого года в Хабаровском крае в производстве находилось 932 дела. На начало нынешнего эта цифра упала до 393.
- Означает ли это, что все, что нежизнеспособно, уже обанкротилось, сработал естественный отбор, и у серьезных, действующих предприятий такой проблемы нет?
- К сожалению, процесс идет по-прежнему. За 2003 год было возбуждено 194 новых дела. При том, что полгода мы жили в правовом вакууме. В апреле принято решение о введении внешнего управления на мебельном комбинате "Заря". Вновь идет на банкротство завод игристых вин. Буквально на днях состоялся суд по иску "Хабаровскэнерго" к известному заводу "Вымпел". Правда, на нынешнем этапе стороны договорились о выплате долга и до банкротства не дошло. Но в целом у "Вымпела" дела неважные, большие долги по налогам. Их сейчас защищать практически некому - агентство по боеприпасам тоже упразднено.
Заявление о банкротстве подано в суд кредитором ОАО "Вилюйгэсстрой" в отношении еще одного крупного предприятия - "Дальэлектросетьстрой". Однако немалые долги у строителей и перед государством. Недоимка более 100 миллионов рублей, с пеней и штрафом - более 300 миллионов. Плюс 38 миллионов по зарплате - там работают больше 1000 человек.
В незавидном положении находится 179-й судостроительный завод Министерства обороны, имеющий большую задолженность по налогам. Создавался он для обслуживания Амурской флотилии. Флотилии нет, соответственно и у предприятия снизились объемы работ. Заказов от Министерства обороны практически нет. Руководство предпринимает усилия по загрузке предприятия, директор намерен получить заказ от камчатских предприятий. Может быть, это спасет предприятие. Я бы сказал: все ФГУП - проблемные. У государства нет средств на их поддержку, а закрывать не спешит.
Просматривается новая тенденция - массовое банкротство предприятий ЖКХ. Постановлениями глав администраций создаются новые муниципальные предприятия, куда выводится все имущество, а старые бросают с большими долгами самих же муниципальных образований перед этими предприятиями. Бросают, чтобы не отдавать долги.
С другой стороны, появилась новая практика: как только начинаем уведомлять о намерении рассмотрения на заседании межведомственного совещания о целесообразности подачи в арбитражный суд заявления о признании предприятия несостоятельным, возвращают долги. Например, у предприятия "Амуркамень" был долг порядка 5 миллионов. Нами было подано заявление в суд, однако к рассмотрению заявления предприятие полностью погасило долг, и дело было закрыто. Сейчас к ним претензий нет.
- То есть и сегодня закон о банкротстве действует, суды по признанию предприятий несостоятельными идут. Кто представляет интересы государства в арбитражном суде, если ваше ведомство упраздняется?
- Есть распоряжение правительства от 18 марта текущего года, где четко написано, что работники упраздняемых и преобразуемых федеральных органов исполнительной власти продолжают выполнять возложенные на них обязанности до передачи функций соответствующим федеральным органам. Передача, согласно указу президента РФ, намечена на июнь. За это время, очевидно, будут сформированы соответствующие департаменты в налоговой службе, службе имущественных отношений. Другое дело, что в рамках закона о банкротстве мы являемся единственным уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам. Это налоги всех уровней, внебюджетные фонды, государственные кредиты. Чтобы наши полномочия перешли к налоговой службе, необходимо внести изменения не только в Налоговый кодекс, но и в ряд федеральных законов. Это работа не одного дня.
- Надо полагать, в будущем решать подобные вопросы будет служба имущественных отношений. И там же будет приниматься решение о возбуждении процедуры банкротства?
- Сегодня, согласно постановлению правительства, решение о подаче заявления о признании должника банкротом принимается на заседаниях межведомственных совещаний, которые приказами ФСФО России образованы в субъектах Российской Федерации, а также в федеральных округах. В состав входят представители 14-ти министерств и ведомств, а также представитель субъекта, например, Хабаровского края. Этот коллективный орган рассматривает обращения налоговых или таможенных органов. Решение принимается только по согласованию с представителем субъекта РФ.
В соответствии с постановлением правительства РФ от 8.04.04 г. N 200 одной из функций Федерального агентства по управлению государственным имуществом является осуществление полномочий собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства, т. е. инициирование процедуры банкротства ими возможно лишь в отношении ФГУП.
Вопрос организации и проведения межведомственного совещания, если останется, то, очевидно, перейдет к налоговой службе. Да и кредитор коммерческий без всяких согласований может подать иск о банкротстве.
- Еще один пикантный вопрос: не связано ли намерение упразднить ФСФО с разочарованием в самой процедуре финансового оздоровления? Много ли предприятий удается "оздоровить"?
- На сотни предприятий, находящихся в процедуре банкротства в Хабаровском крае за последние годы, внешнее управление было введено лишь на 27. За прошлый год таковых было всего три. К сожалению, ни одно из оздоравливаемых предприятий на начало нынешнего года не восстановило свою платежеспособность. Просто все плавно перетекают в конкурсное производство, то есть в распродажу активов, основных средств и прекращение существования предприятия.
- Управляющие плохо работают?
- Получается, что этот наемный работник должен придумать такой план, чтобы кредиторы получили долги, а прежние собственники - предприятие обратно. Для этого нужно быть финансовым гением и полным альтруистом в одном лице. На мой взгляд, в результате действий управляющих вернуть огромные долги времен бартера, всеобщих неплатежей и так далее невозможно. Даже если привлечь команду, зарабатывать хорошие деньги, то старые долги не погасить. Внешнее управление имеет смысл, если внешний управляющий найдет стратегического инвестора. Или конвертирует долги в акции нового предприятия.
Но есть практика, в том числе и в Хабаровском крае, когда несостоятельное предприятие обретало новую жизнь в результате внедрения уже упомянутого варианта внешнего управления - замещения активов, то есть создания на старой базе нового, очищенного от долгов предприятия. Так на месте "Амурстали" возник "Амурметалл", новое предприятие на месте Комсомольского завода подъемно-транспортного оборудования, на месте Хабаровского завода синтетических моющих средств. Работает унитарное государственное предприятие "Хабаровский винзавод", "Лазовский спиртовик" - на месте обанкротившегося Хорского гидролизного. "Дальэнергомаш" в стадии внешнего управления был преобразован в новое акционерное общество, которое работает рентабельно. Акции этого общества планируется реализовать на открытых торгах, а вырученные средства направить на погашение задолженности. Аналогичная перспектива и у "Дальдизеля".
Да и конкурсное производство не всегда означает гибель предприятия. По сути, за эти годы прекратили существование Амурский целлюлозный комбинат, Комсомольский сернокислотный завод, судостроительный завод "ОСТОН" и еще несколько серьезных предприятий. А Хабаровский молочный комбинат по-прежнему выпускает молоко, кефир и так далее. Николаевский авиаотряд, пройдя конкурсное производство, по-прежнему будет осуществлять авиаперевозки.
Особо хочу подчеркнуть: если раньше мы по закону не входили в комитет кредиторов, то сегодня представители ФСФО там присутствуют. А поскольку долги перед государством обычно составляют значительную часть, то и влияние наше на действия арбитражных управляющих пропорционально. То есть затягивать процедуру ради получения вознаграждения сегодня никто не даст. Второй момент: все продажи имущества, согласно новому закону, управляющие ведут через открытые торги.
- А как обстоят дела с долгами предприятий-банкротов? Удалось ли в результате всех процедур вернуть долги по зарплате, недоимку по налогам?
- На первый квартал нынешнего года данные таковы: из общей кредиторской задолженности в 1 миллиард 23 миллиона рублей задолженность перед государством погашена всего на 47 тысяч. То есть на рубль кредиторской задолженности вернулась одна копейка. С другой стороны, если возвращаются налоги, значит, уже погашены долги по первой и второй очереди, то есть по инвалидности и по зарплате. Есть один уникальный случай - предприятие Хорский биохимический завод. При завершении процедуры банкротства погашены долги по пятой очереди, то есть по коммерческим кредиторам.
Все зависит от порядочности арбитражного управляющего. Кто-то проводит процедуру быстро, кто-то растягивает, пока все имущество не уйдет в нулевую очередь, в том числе и на собственное вознаграждение. Мы уже упомянули, что до недавнего времени этот вопрос был нам не подвластен.
- Вот посмотрят в налоговой службе на эти цифры и дадут установку своим департаментам по банкротству: никакого внешнего управления, только конкурсное и бегом, чтобы денежки в нулевую очередь не уходили...
- По большому счету, налоговикам действительно невыгодно вводить внешнее управление... Это лишняя затяжка на два года. Но, думаю, там работают люди понимающие. То есть образовался банкрот из жизнеспособного предприятия в силу неблагоприятных обстоятельств, или предприятие действительно бесперспективно, можно дать должнику возможность начать с чистого листа или нет. Этот вопрос просматривается в ходе первой стадии - наблюдения. Вряд ли кто-то будет настаивать на распродаже имущества жизнеспособного производства: в результате можно получить минимум средств и угробить налогоплательщика. Опять же останутся межведомственные совещания, где свое слово скажет представитель субъекта, то есть территории.
- А если для восстановления производства нужны хорошие деньги, то есть инвестор?
- Теоретически внешнее управление добавляет время для поиска инвестора, но практика показывает, что он либо находится быстро, либо не находится вообще. Наглядный пример - Хорский биохимический завод. Потенциальные инвесторы не хотят иметь дело с банкротом. Они предпочитают работать с новым чистым предприятием. То есть опять же нужно либо проводить замещение активов, либо продать имущественный комплекс. Что и было сделано на Хору. Для таких случаев, когда есть перспектива сохранить производство, всегда можно что-то предусмотреть.
- Что ж, будем считать, процедура банкротства, которая отрабатывалась и совершенствовалась все эти годы, вступает в новую фазу, которая оставит попавшим в трудную финансовую ситуацию предприятиям шанс на "вторую жизнь".