В Архангельске состоялась совместная встреча двух крупных ассоциаций. В зале заседаний управления Соломбальского машиностроительного завода встретились "Промышленники Поморья" и "Рослесмаш". Впервые в России состоялся конструктивный и значимый диалог отечественных машиностроителей и потребителей техники для работы в лесу. Стороны смогли выслушать друг друга и заняться поиском взаимовыгодного сотрудничества.
Среди факторов, сдерживающих развитие лесопромышленного комплекса в России, есть объективные, связанные с природными и климатическими условиями. В частности, сегодня во всем мире происходит глобальное изменение климата, и это уже влияет на состояние нашего леса. В нашем регионе, например, по независящим от человека причинам меняется породный состав лесного фонда, ухудшаются условия лесозаготовок. Все меньше в Архангельской области "доступного" леса, расположенного вблизи дорог, все больше труднодоступных участков тайги. Впрочем, есть и еще одна причина, которую объективной не назовешь. Скорее он субъективна. В России практически нет надежной лесной техники.
Прототип харвестера
Еще каких-то 40-50 лет назад наша страна была лидером лесного машиностроения в мире. Именно отечественные ученые и конструкторы разработали когда-то прототип того самого харвестера, который наши заготовители теперь так активно закупают у финнов, канадцев, американцев. Впрочем, в Советском Союзе машина так и не увидела свет. Во-первых, в те годы считалось, что приоритетной в наших условиях будет хлыстовая заготовка древесины. А харвестер, как известно, заготавливает сортименты. Во-вторых, нужно было повышать обороноспособность страны, и, как это ни печально, отечественная промышленность оказалась не готова работать в мирных условиях.
Еще 20 лет назад в стране более 130 заводов выпускали лесную технику. Конечно, львиная доля их принадлежала "оборонке", а потому поддерживалась государством. Рыночная экономика оказалась губительной для этой подотрасли отечественного машиностроения. Выжили единицы предприятий, но и они с трудом сводят концы с концами.
Для того чтобы успешно работать в условиях рынка, нужно ориентироваться на потребителя. Это машиностроители уже поняли. Именно поэтому они приехали в Архангельск, чтобы встретиться с теми, кто непосредственно использует российскую технику в лесу.
Нужно учиться
Ассоциация "Рослесмаш", объединяющая крупнейших и традиционных производителей лесной техники, разрабатывает сейчас стратегию развития отечественного машиностроения. Среди основных факторов развития - поддержка государства, технологическое переоснащение предприятий и, самое главное, создание на корпоративном уровне стандартов, отвечающих мировым требованиям.
Сейчас в России активно идет процесс лесной сертификации. Это требование мирового рынка к нашим производителям - заготовка древесины должна быть экологически грамотной. Соответственно, требованиям сертификации должно отвечать и качество заготовительных машин.
В этом плане финские производители, например, уже давно продвинулись вперед. Как говорит председатель совета ассоциации работодателей "Промышленники Поморья" Юрий Медуницин, у "Тимберджека" нужно учиться самой идеологии лесозаготовок. В Скандинавии каждое дерево, еще до того как оно превратилось в бревно, продано потребителю. А это значит, что оператор лесозаготовительной машины знает, из какого дерева какое бревно ему нужно будет выработать. Машина учитывает объемы и качество заготовленного леса.
Кроме того, сами характеристики машины соответствуют требованиям сертификации. Машина способна осуществлять выборочные рубки, ее шасси так распределяют вес груза, что давление на нежный почвенный покров тайги минимально. Скандинавы постарались сделать все, чтобы ущерб, наносимый тайге после работы "Тимберджека", был сведен к минимуму.
Российская ниша
На рабочей встрече свою продукцию предложили покупателям представители Ковровского экскаваторного завода, фирмы "Лестехком", Курганмашзавода и других машиностроительных предприятий. Впрочем, те лесозаготовители, которые уже используют технику этих производителей, готовы были задать свои вопросы машиностроителям.
Почему у нашей техники такой низкий моторесурс, почему заготовительная головка валочно-пакетирующих машин весит две тонны, что превышает все допустимые нормы для этих параметров, почему машины выпускаются без системы подогрева двигателя и так далее. Что можно ответить на подобные претензии?
За последние год-полтора отечественные производители активно переориентируются на своих западных конкурентов. Так, Ковровский экскаваторный завод получил лицензию на выпуск на своей базе харвестеров Logman. При удачном стечении обстоятельств отечественные производители могут занять нишу по выпуску качественной, но более дешевой техники, пригодной только для российского рынка.
По словам президента ассоциации "Рослесмаш" Николая Еремеева, такой подход к организации производства и есть путь к выходу из кризиса для наших заводов. Все мировые производители работают именно по такому принципу, сказал Николай Сергеевич. Они производят на своей базе 2-3 ключевые части машины, остальные комплектующие покупают у лучших мировых производителей. Кстати, так же работает финский "Тимберджек", ставя, например, на свои машины американские двигатели "Джон Дир".
Оптимальные варианты
Один из примеров успешной работы и экономической устойчивости в России - Соломбальский машиностроительный завод. Предприятию повезло еще в советские годы. В конце 80-х на СМЗ при участии финских производителей было смонтировано оборудование из Скандинавии для производства гидроманипуляторов. Участие в процессе финской фирмы Loglift и определило направление дальнейшего развития предприятия. Когда-то основной продукцией СМЗ были лесовозы, сегодня соломбальские машиностроители - лидеры в производстве гидроманипуляторов для погрузочно-разгрузочных работ в лесу. Как-то так случилось, что продукция СМЗ сочетает в себе оптимальное соотношение цена-качество, может быть, отсюда и успех работы предприятия. По крайней мере сейчас завод обеспечен заказами на несколько месяцев вперед и даже нуждается в кадрах, чтобы не сорвать договорные обязательства. По мнению генерального директора Соломбальского машиностроительного завода Ивана Славянова, российским производителям вряд ли удастся догнать по надежности техники скандинавских конкурентов, но и не следует ни за кем гнаться. Нужно просто защищать те рынки, которые уже завоеваны, и работать на них.
Импортные составляющие
Для того чтобы разработать собственный отечественный харвестер, нашим машиностроителям понадобится не менее 10 лет. Эта цифра прозвучала на совещании. Разработка новых моделей заходит в тупик, в том числе и из-за низкой платежеспособности российских потребителей. Заводам нужны оборотные средства, а лесозаготовители куда более охотно покупают технику в кредит. Но не идти им на уступки производители тоже не могут, ведь иначе им будет и вовсе ничего не продать.
По наблюдениям генерального директора ООО "Лестехком" Владимира Кузнецова, в большинстве случаев заказчики просят укомплектовать машину самыми дешевыми деталями и блоками. Хотя у Йошкар-олинского машиностроительного завода есть возможность поставить и импортные составляющие. Это повысит цену машины примерно на 30%, но в то же время гарантирует большую надежность и выносливость техники.
Процесс пошел
Итак, в развитии отечественного лесного машиностроения заинтересованы все. В первую очередь, конечно, сами производители, за которыми стоят огромные трудовые коллективы, благополучие и доходы тысяч людей.Без качественной недорогой техники не сможет набрать нужных темпов и лесозаготовительная отрасль, а без сырья, как известно, нет переработки.
Сегодня архангельские заготовители активно закупают финские лесные машины. "Тимберджек" - пока непревзойденный лидер в производстве лесной техники в мире. Но покупка одной машины обходится предприятиям не менее чем в 300 тысяч евро. Конечно, машина, благодаря своей надежности, со временем окупает себя, но все же изъятие из оборота немалых денежных ресурсов ставит предприятия с трудное финансовое положение.
Таким образом, потребители очень заинтересованы в новой, качественной и - самое главное - недорогой лесной технике отечественного производства.
Как мы видим, развитие машиностроения - процесс двусторонний, и важно, чтобы потребители повернулись лицом к нашим производителям, а те, в свою очередь, озадачились поиском сокращения расходов и выработки оптимальных цен на свою продукцию. Кто-то должен начать первым. Судя по состоявшейся в Архангельске встрече двух ассоциаций, процесс пошел одновременно с обеих сторон.