ЭТО МОЖНО БЫЛО БЫ СДЕЛАТЬ ГОРАЗДО БЫСТРЕЕ, ЕСЛИ БЫ НЕ РАВНОДУШИЕ ЧИНОВНИКОВ
Почти каждый день у станции метро "Медведково" я встречаю молодую женщину в инвалидной коляске, и всякий раз все происходит по одному и тому же сценарию. Чтобы переехать улицу Грекова, ей надо спуститься с одного тротуара и подняться на другой. Поскольку никаких съездов нет, ей приходится просить "крепеньких мужичков" помочь. Сколько таких людей, как эта женщина, в нашем городе, которые не чувствуют себя комфортно на улицах, в транспорте, в подъезде, в собственной квартире. И все потому, что здоровым людям подчас не понять, как важна для инвалидов каждая мелочь, способная облегчить им жизнь.
Из этих мелочей и складывается среда обитания людей с ограниченными возможностями. Им нужен широкий дверной проем в ванной комнате и туалете, широкие двери в лифтах, пандусы и другие приспособления, чтобы свободно передвигаться в инвалидной коляске без посторонней помощи. Только в том случае инвалиды смогут войти в мир здоровых людей, если получат доступ во все сферы жизни. В большинстве стран все это уже давно предусмотрено градостроительной политикой. Поэтому-то, например, в Лондоне на каждом переходе через улицу есть специальные спуски, где не скользко в любую погоду. Поэтому, скажем, в Мюнхене давно уже ходят по расписанию специальные автобусы с выдвижными площадками, на которых передвигаются инвалиды. Поэтому в Женеве есть пандусы даже на прогулочных катерах. Разве инвалиды в колясках не должны вместе со всеми иметь возможность совершить прогулку по чудному Женевскому озеру?
У нас тоже не первый год говорят о среде обитания для инвалидов. С принятием в 2001 году закона "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры города Москвы" в столице многое изменилось. Эти перемены видят в первую очередь сами инвалиды. За три последних года 3000 входов в здания учреждений и организаций, обслуживающих население, оборудованы поручнями, перилами, колясочными съездами, пандусами. Для инвалидов приспособлены 7 тысяч подъездов жилых домов. Свыше 3 тысяч квартир, в которых проживают инвалиды, оснащены специальными приспособлениями для самостоятельного передвижения и пользования бытовыми помещениями. В жилых домах и на объектах социального назначения установлено более 200 подъемно-транспортных средств. В реконструируемом жилом фонде и домах-новостройках сданы в эксплуатацию 77 специализированных квартир для инвалидов-колясочников. Можно, конечно, с гордостью произносить эти цифры, но нельзя умиляться ими. Это капля в море для создания нормальных условий жизни одной десятой самой незащищенной части населения столицы.
Что такое для многомиллионного города, где более одного миллиона инвалидов, 77 квартир или 200 подъемников? Хотя, конечно, кому-то уже повезло. Я знаю семью в Восточном административном округе, где восемнадцатилетний сын стал инвалидом после дорожного происшествия. Живя в обычной квартире на девятом этаже, он не имел возможности бывать на улице. Не так давно семья получила специально оборудованную квартиру с подъемником в Новокосине. И Дима М. без посторонней помощи может теперь гулять, ездить по своему микрорайону на инвалидной коляске, встречаться с друзьями.
И все-таки именно в части обустройства городской среды для инвалидов больше всего нерешенных проблем, хотя по многим другим разделам предыдущая программа реабилитации инвалидов в городе Москве на 2001 -2003 годы выполнена значительно лучше. Здесь же только в 36 процентов учреждений здравоохранения и в 30 процентов учреждений культуры могут попасть сегодня люди с ограниченными возможностями. Учебные заведения для них и вовсе недоступны - только восемь из них приспособлены для входа в колясках. Но здоровые люди из числа чиновников, строителей, проектировщиков просто не думают об этом. Не случайно же, выступая на заседании правительства города, председатель комиссии по социальной политике Московской городской Думы Зинаида Драгункина сказала о том, что инвалидом делает человека не болезнь, а барьеры в среде его обитания, дискриминация.
Новая программа, принятая московским правительством, называется теперь по-новому -"Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы". Именно интеграция в обычную жизнь мегаполиса станет главной задачей, а само слово "интеграция" будет определять политику городского правительства по отношению к людям с ограниченными возможностями на ближайшие три года. В целом целевая комплексная программа одобрена, но замечаний и предложений было высказано немало.
- Никакая, даже самая замечательная программа не даст весомых результатов, если будет проводиться по-чиновничьи равнодушно, - сказал на заседании правительства Юрий Лужков.
Мэр привел пример такого равнодушия. Кто-то из инвалидов-колясочников, в доме которого нет пандуса, обратился в управу с просьбой установить его, так как он фактически стал узником в собственной квартире. В ответ на просьбу чиновник ответил ему, что надо приехать, написать заявление и тогда оно будет рассмотрено. К сожалению, это не единственный случай. В управах и префектурах мало задумываются над тем, кто обращается с просьбой, как важно успокоить человека, сразу же разобраться, принять неотложные меры.
- Неужели это такая невыполнимая для префектур задача -разобраться с пандусами? - возмущался мэр. - Неужели для принятия мер надо разрабатывать специальную общегородскую программу? Я требую, чтобы в ближайшее время в каждой префектуре были проведены коллегии, где будет обсужден вопрос об организации безбарьерной среды для инвалидов. Сначала в префектурах, потом в управах. Определите каждый дом, каждый подъезд, где живут инвалиды, и сделайте там пандусы. Дайте людям возможность вырваться из заточения.
При обсуждении программы поступило предложение строить для инвалидов специальные подъезды или целиком дома и расселять их вместе, что позволит сконцентрировать средства. Мэр с этим не согласился. Вы хотите, сказал он, чтобы в доме людям было удобно, а вокруг нет. Надо находить ресурсы и делать все, чтобы город в целом стал удобен для инвалидов.
- Школы, банки, магазины, поликлиники, библиотеки, спортивные сооружения, музеи - все это должно быть доступно инвалидам, - сказала первый заместитель мэра Людмила Швецова.
Среди тех проблем, которые стоят перед городом, одна из наиважнейших - обеспечение инвалидов транспортом. Пилотный проект "Удобный транспорт", который испытывался в Юго-Западном административном округе, должен быть перенесен на весь город. Какие-то шаги вперед сделаны и в этой части программы. Бесспорно, благоустраивается пешеходно-транспортная сеть. За последние три года свыше 200 подземных переходов обустроены колясочными спусками и пандусами; 43 светофора оборудованы звуковыми сигнализаторами для инвалидов с потерей зрения; приспособлены для нужд инвалидов 1750 наземных переходов через улицы; увеличился парк "социального" такси; появилось 146 автобусов с низким полом и 5 троллейбусов с откидной площадкой для заезда инвалидов в колясках... Но несмотря на все это, радикальных перемен нет. Разве можно радоваться тому, что всего лишь две платформы на Курском вокзале обустроены с учетом потребностей инвалидов?! А остальные вокзалы, аэропорты, метро, наконец?
Люди добираются до станций метрополитена... А дальше? Как в него попасть? Почему, говорили выступающие на заседании правительства, мы не изучаем в этом плане опыт зарубежных стран?
Оценивая "успехи" в области транспорта, Юрий Лужков тоже был весьма категоричен:
- Умиляемся шестидесятью низкопольными автобусами, приспособленными для инвалидов. Да это позор для города, а не умиление. Такое количество специализированного транспорта можно рассматривать лишь как эксперимент. В массовом порядке еще ничего не сделано.
Мэр потребовал, чтобы все префектуры в срок до 1 июля представили свои программы интеграции инвалидов в нормальную жизнь столицы.