Колымская судоходная компания - единственное специализированное предприятие речного транспорта в бассейне Колымы. Открытое акционерное общество создано в марте 1993 г. в ходе приватизации Зырянского речного порта.
Уставный капитал компании насчитывает 36496 рублей, в собственности государства 50, 4% акций.
Общая протяженность эксплуатируемых водных путей - 2196 километров, средняя дальность перевозок - 728 километров. Перевозки осуществляются в основном по Колыме, а также экспедиционными рейсами по рекам Омолон и Анюй.
На балансе предприятия 52 единицы флота.
О том, как работают речники Колымы, рассказывает генеральный директор ОАО "Колымская судоходная компания" Сергей Бичугин.
- Начнем с финансово-экономических результатов. В 2003 году компанией получены доходы в сумме 141889, 0 тыс. рублей. Это на 4435, 7 тыс. руб. меньше планового показателя. Причина - в снижении объемов перевозок высокотарифицированных грузов и доставке дополнительных объемов угля на Певек с 10-процентной скидкой.
Расходы в 2003 году составили 144220 тыс. руб., по сравнению с планом они увеличились на 4340, 2 тыс. руб.
Основная причина - затраты на судоремонт, которые больше плановых на 6118, 0 тыс. руб. Флот стареет, затраты по его восстановлению растут.
Одна из причин увеличения затрат на ремонт, как ни странно, - улучшение расчетов. По расчетам специалистов, предприятию необходимо еще 2-3 года выполнять увеличенный объем судоремонта для восстановления технического состояния флота и техники.
Планом экономической деятельности на 2003 год предполагалось получение финансового результата по основной и подсобной деятельности в размере 6444, 9 тыс. руб. После оплаты налогов и необходимых затрат из прибыли должно было остаться 30, 3 тыс. руб. Фактически мы получили (-)2331, 0 тыс. руб. Ситуацию удалось поправить продажей доли в уставном капитале ООО "Колымснаб" - (677 тыс. руб., начальная стоимость 187, 6 тыс. руб.) и изъятием прибыли этого предприятия за все время его деятельности в размере 7648, 5 тыс. руб.
В итоге после финансирования всех затрат из прибыли остаток составил 722, 0 тыс. руб. Вторым экономически выгодным делом была передача функций электроснабжения ОАО "Сахаэнерго" и продажа этой организации нашей дизельной электростанции. Экономия от этой сделки проявится в большей степени в 2004 году - около 7, 0 млн руб.
- Назовите самые болевые точки вашего предприятия.
- Проблем хватает. Они, кстати, являются общими для всех предприятий речного транспорта, работающих в условиях ограниченных сроков навигации. А в нашем случае есть и особые обстоятельства - оторванность и изолированность. К тому же КСК - безальтернативный вид транспорта для некоторых обслуживаемых регионов. Если говорить о проблемах конкретно, то в первую очередь это отсутствие средств на воспроизводство основных фондов, самое главное - флота. Рыночная стоимость нового теплохода составляет порядка 40 миллионов рублей, а размер амортизационных отчислений от всего количества флота - пять-шесть миллионов. То есть флот в балансе предприятия оценен гораздо ниже рыночной стоимости. Увеличение же амортизации путем переоценки имущества приведет к росту тарифов, что, в свою очередь, поставит наши услуги для предприятий Чукотки и Магаданской области в ряд неконкурентоспособных. Прибыль предприятия тоже не может служить источником обновления флота, поскольку она мизерна. Увеличение уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций для нас тоже нереально вследствие их нулевой ликвидности. Получается замкнутый круг. - Вы видите выход из ситуации?
- Как ни прискорбно, но выход один - помощь государства.
- В чем именно?
- В дотировании себестоимости, льготах по налогообложению, в приобретении флота и восстановлении имеющегося. Необходимо вкладывать ежегодно не менее 60 миллионов рублей. Это, конечно, нужно только в том случае, если не принимать программу выселения с Колымы.
- Сколько в среднем зарабатывают речники Колымы?
- Очень мало. Средняя зарплата на предприятии в 2003 году составила 7900 рублей. Сегодня все методы экономии практически исчерпаны, во всяком случае, кардинального увеличения зарплаты за счет сокращения или экономии не добиться.
Уровень оплаты труда определяется только размером получаемых доходов. Здесь есть резерв, и немалый. Компания могла бы переводить на 25% грузов больше, я имею в виду уголь. Но именно этот объем у нас отобрали пять лет назад, заменив отопление на сырую нефть. Эти перевозки заменить нечем, кроме того, они приходились на июль, самый незагруженный месяц, когда арктическая навигация еще не открыта.
Вопрос этот мы, естественно, поднимаем постепенно. Видимо, нужно дождаться, когда ситуация разрешится естественным образом, то есть либо стоимость нефтяного топлива, либо чрезвычайная ситуация заставят перейти на старый способ отопления.
А потери этих объемов составляют для компании 23% фонда заработной платы.
Для того чтобы удержать кадры на предприятии, да и на Севере вообще, должна применяться система дотирования государством всех северных льгот. Без увеличения зарплаты в два раза в течение ближайших трех лет не потребуется сохранять флот, потому что работать на нем будет некому.
- Какой процент в структуре себестоимости услуг компании занимает топливо?
- 30 процентов. Любое колебание цены, а в нашей стране это всегда в сторону увеличения, мгновенно отражается на экономике предприятия.
Но надо заметить, что еще три года назад топливо в структуре себестоимости составляло 45 процентов. Если сравнить, то с 1989 года наши тарифы на перевозки повысились в 38 раз, погрузочно-разгрузочные работы - в 19, 2 раза. А цена на топливо за этот период выросла в 139 раз!
- Сергей Кесаревич, каковы планы компании на 2004 год?
- План составлен исходя из оптимистических прогнозов. Твердая уверенность есть только в 82 процентах планируемых объемов и погрузо-разгрузочных работ. Дополнительно к заказу ведем работу с администрацией Чукотского автономного округа для поставки еще 22 тысяч тонн угля. Но если этот объем не подтвердится, придется срочно ставить на холодный отстой два теплохода, что в любом случае только снизит убытки, а в плане арктического завоза создаст напряженность.
Сегодня не только заключены договора с основными клиентами -администрацией Среднеканского района, ОГУП "Чукотснаб", но и получены значительные авансы.
Чукотка на ближайшие годы дает неплохие перспективы по сохранению и возможно некоторому увеличению объемов заказа угля.
В Билибинском районе начинает функционировать новое (совместное с Англией) золотодобывающее предприятие. Мы получили заказ и заключили договор по доставке 7, 5 тысячи тонн нефтеналива на Анюй.
Вместе с тем, если честно сказать, без определенной помощи государства нам не выжить, как и другим предприятиям Крайнего Севера. Никакая экономика не будет функционировать нормально при сегодняшних ценах на топливо и налогах. Надо сделать все необходимое, чтобы Север снова стал привлекать работоспособных людей.
Очень надеемся, что новый совет директоров, куда выдвинуты государственные деятели крупного масштаба, будет более активен, и многие проблемы нашего акционерного общества будут сняты. Считаю, что предприятие в сложившихся условиях работало удовлетворительно. Сделано все возможное для его сохранения, чтобы обеспечить жизнедеятельность обслуживаемых регионов.