ПРОДАЕТСЯ СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ

"Что, почем и почему" в наших естественных монополиях, пытались выяснить в Комитете Совета Федерации по промышленной политике. Проблемы тарифообразования и государственного ценового регулирования за "круглым столом" на Большой Дмитровке обсуждали сенаторы, депутаты Госдумы, представители региональных органов законодательной и исполнительной власти, предприятий и организаций.

Как известно, о естественных монополиях уже все сказано в соответствующем законе: "это особое состояние рынка", когда- запросы удовлетворяются "эффективнее в отсутствие конкуренции, а товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами". И понятно, если хочешь освещаться, то лучше лампочкой, если собрался в путь, то быстрее не на своих двоих. Непонятно другое, зачем нужно монополистам взвинчивать цены на товар, данный природой, и жить в порочном круге: подорожало электричество - подорожал металл, дороже трубы - выше цена на транспортировку нефти, а солярка нужна всем - значит снова подорожали электричество и трубы?

- После кризиса 1998 года экономика смогла подняться благодаря тому, что группа ведущих монополистов собралась и заключила соглашение о взаимном неповышении тарифов, - провел историческую параллель первый заместитель председателя Комитета СФ по промышленной политике Сергей Шатиров. - Хорошая жизнь не завтра, а сегодня может базироваться только на стабильных тарифах.

Конечно, вопрос, кто подставил спасительную лестницу из экономической ямы в 98-м, многим показался спорным. Зато сейчас абсолютно ясно: "система органов государственной исполнительной власти, отвечающей за ценовое регулирование в естественно-монопольных отраслях промышленности" выстроена. Более того, она двухуровневая - федеральная и региональная. Хотя, по мнению участников "круглого стола", в этом деле чем меньше карманов, тем лучше.

Взять, к примеру, такое жизненно важное в преддверии зимы дело, как осветиться-отопиться. На сколько вырастет цена? При установлении предельных тарифов на электрическую и тепловую энергию на этот год сложили факторы обоих уровней. Федералы посчитали абонентскую плату и стоимость услуг различных энергетических РАО и ОАО и решили, что в целом по России рост среднего тарифа должен составить чуть более 6 процентов. Местные же счетоводы прибавили к этому затраты на ремонт, проценты по кредитам, страхование, так называемое "списание безнадежной задолженности", некоторые "выпадающие доходы", прибыль и, в конце концов, увеличили цифру на 5 процентных пунктов. В результате получаем: цена тарифа на электро- и теплоэнергию в этом году вырастет на 11, 1 процента. О чем и было доложено в Правительство.

Но планы планами, а каждый кулик в своем болоте норовит двуглавым орлом стать. Как объяснил ситуацию руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков, "цены на теплоэнергию по регионам могут отличаться друг от друга в 6-10 раз". Конкретные адреса были названы.

- В Смоленской области при закупке по 300 рублей за гигакалорию самая неэффективная котельная продает энергию уже за 4000 рублей. В Челябинской области энергоснабжение от 250 рублей возрастает в некоторых местах до 2120. Предлагаемый регионами рост тарифов составляет в Красноярском крае 33 процента, в Эвенкии - 224 процента, - сказал Сергей Новиков.

Теперь о том, что касается поехать-полететь. Аэропортовая жизнь осложнилась. И, конечно, виной всему террористы. В прошлом году, как говорится, в связи с напряженной ситуацией пришлось увеличить сбор за обеспечение авиационной безопасности ни много ни мало на 36, 3 процента. Причем это обеспечило безубыточное существование всего лишь 18, 5 процента аэропортов, а более 35 процентов остались нерентабельными. Более того, нужны другие решения: только двукратное увеличение тарифов сможет вывести авиаторов из цейтнота, хотя вряд ли найдется достаточное количество пассажиров, готовых такими суммами поддержать неимущие аэропорты.

Не легче, как оказалось, передвигаться гражданам и грузам по железным дорогам.

- Сложившаяся система тарифообразования в железнодорожном транспорте имеет ряд существенных проблем, не позволяющих должным образом развиваться отрасли и не способствующих развитию конкуренции, - отметил председатель Комитета СФ по промышленной политике Валентин Завадников.

Одна из первых "существенных проблем", о которых шла речь, - непрозрачность. Сколько ни зрит потребитель услуг ОАО "РЖД" в корень зла, чувствует себя полным кротом. Например, по какому принципу все грузы, которые нужно перебросить по железным дорогам из пункта А в пункт В, разбиваются на классы - непонятно. И, конечно же, цены на перевозку одних в разы отличаются от цен на перевозку других. К этому прибавляются нарушение законодательства по взиманию пресловутого НДС, излишние услуги за дополнительные деньги типа: подача и уборка вагонов и т.п., система необоснованных сборов и штрафов.

А вот безопасности на железных дорогах не прибавляется. Износ подвижного состава уже превысил 70 процентов, и в дальнейшем, по данным, обнародованным в рекомендациях "круглого стола", к 2010 году ожидается "обвальный рост доли эксплуатируемого подвижного состава, выработавшего срок службы, до 94 процентов магистральных тепловозов и 41 процента - вагонов".

- Вместо увеличения закупок нового подвижного состава ОАО увеличивает расходы на ремонт морально и физически изношенного, - разъяснил Валентин Завадников. - Но регулирующим органам это преподносится как расходы на обновление парка. Хотя до сих пор нет данных о динамике аварийности локомотивов, вагонов и количестве пострадавших за последние 5 лет.

Зато бесстрашно двигаются вперед тарифы у монополистов. В этом году повышены оптовые цены на газ на 20 процентов, на транспортировку газа по внутреннему рынку - на те же 20 процентов, на погрузочно-разгрузочные работы морских портов - на 9 процентов (и этим перекрываются убытки пассажирских перевозок). Тарифы на услуги местной телефонной связи, наоборот, сдвинуты в сторону домашних аппаратов: для населения они увеличились на 29 процентов, тогда как для бюджетных организаций - на 18, 4, а для коммерсантов - лишь на 17.

Закругляя разговор о тарифообразовании в естественных монополиях, участники "круглого стола" помимо жалоб на проблемы выдали и конкретные рекомендации по их преодолению для Правительства. Чем меньше монопольных секторов в экономике, тем лучше - так решили специалисты и эксперты. А для оставшихся нужна программа ценового регулирования. Но и теперешним недобросовестным монополистам - спуску не давать: "Провести надлежащий анализ и принять оперативные меры по недопущению..." Тогда станет ясно, почем свет в конце экономического туннеля. Пока же оперативные меры для каждого из нас понятны: выкрутить лишние лампочки и больше пеших прогулок.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости