Заметки по поводу
Ниже речь пойдет не только о Фонде государственного имущества Украины (ФГИУ), по чьей милости началась эта невеселая история, но и о Региональном отделении Фонда государственного имущества Украины (РОФГИУ) по городу Киеву, которые, как утверждают представители «Киевречпорта», «помогают» его коллективу остаться без причалов, а следовательно, — и без работы, а Подольскому району — без надежного налогоплательщика. Но обо всем по порядку.
***
Порт без причалов, как аэродром без взлетной полосы
Киевский речной порт за свою более чем столетнюю историю всегда имел землю и акваторию, на которой расположены складские помещения, погрузочно-разгрузочные механизмы, а также причальные гидросооружения, предназначенные для приема, обработки и отправления судов. На причалах ныне находятся 18 портальных и 12 плавкранов, более 50 судоходных средств (пассажирские, грузовые, буксирные и самоходные), принадлежащие порту. Все это хозяйство является единым технологическим и даже стратегическим комплексом, на который возложено выполнение производственных и государственных задач.
Порт обязан прежде всего обеспечивать безопасность движения, необходимую стоянку и обработку судов, принимать от них загрязненные воды, поддерживать указанные глубины акватории. А согласно Закону Украины «Об аварийно-спасательных службах», постановлениям Кабмина и распоряжению председателя КГГА в порту создана соответствующая служба, которая должна предоставлять своевременную помощь потерпевшим судам, ликвидировать последствия техногенного и природного характера на водных объектах государственного уровня в зоне его ответственности, протянувшейся от Каневской до Киевской ГЭС.
Круг обязанностей, как видим, немалый. Но как их выполнять, если отберут у портовиков причалы? Однако все идет к тому, чтобы лишить ОАО «Киевский речной порт» этих жизненно необходимых объектов, что равнозначно, как говорят производственники, ликвидации порта. Региональное отделение ФГИУ передало все пассажирские возле речного вокзала и половину грузовых причалов района генеральных грузов, которые находятся на балансе порта, в аренду недавно созданному ЗАО «Волжско-Днепровская судоходная компания» даже без проведения, утверждают портовики, надлежащего конкурса. Ведь в законе сказано, что имущество по согласованию всех заинтересованных сторон передается в пользование прежде всего той организации, на балансе которой оно находится.
- Мне трудно понять, чем руководствовались чиновники, принимая такое решение, — говорит председатель правления ОАО «Киевский речной порт» Георгий Душник. - Ведь они, как никто другой, должны заботиться об эффективном использовании государственного имущества. А что получается на деле? Нашим судам, из которых 14 пассажирских, швартоваться негде. А что делать коллективу из семисот человек после этого? Неужели чиновники из Регионального отделения ФГИУ не знают, что в мире нет портов без причалов? Так поступить — все равно, что аэропорт лишить взлетной полосы...
***
Ау, госимущество! Где ты?
...Распределение имущества столичного речного порта, а точнее — «растаскивание» его, началось с приходом так называемой приватизации. ОАО «Киевский речной порт» создали в процессе приватизации государственного предприятия с таким же названием на основании приказа ФГИУ от 15 января 1993 года за N 25. Часть имущества — портовые гидротехнические сооружения - в уставный фонд общества не вошли, однако остались у него на балансе; оно обязано о нем заботиться и надлежащим образом содержать, как написано в уставе при создании ОАО. В первой редакции устава, утвержденного ФГИУ, в частности, было указано, что «Портовые гидротехнические сооружения определяются в балансе общества в соответствии с их стоимостью на условиях долгосрочной аренды». Последнее следует запомнить, поскольку со временем высокие чиновники из Фонда госимущества Украины и его Регионального отделения не только стали будто бы не замечать эту «долгосрочную аренду», но и вообще пытаются как можно дальше отодвинуть от причалов портовиков.
Процессы приватизации у нас никогда не прекращаются. Они, словно вулканы на Камчатке, то дремлют, то с новой силой оживают. Особенно с приходом новых руководителей во властные кабинеты или избирательные кампании. Шесть лет назад после распоряжений Кабмина Украины и КГГА к сфере влияния столичной госадминистрации отнесли имущество акционерной судоходной компании (АСК) «Укрречфлот», которое не вошло в ее уставный фонд, и передали новообразованной коммунальной судоходной компании (КСК) «Киев» (декабрь 1999 года): семь пассажирских судов большого водоизмещения, четыре грузовых и семь скоростных на подводных крыльях, остаточная стоимость которых достигала десятков миллионов гривен. (Возглавил ее господин М., бывший до этого председателем правления, президентом ОАО «Киевский речной порт»).
Судьба большинства этих судов незавидная: четыре грузовых судна, например, плавают на Черном и Средиземном морях; семь судов большого водоизмещения тоже неизвестно на какого дядю работают: четыре из них переданы российским предпринимателям в бербоут-чартер (флаг и экипаж российские), два других — в бербоут-чартер отечественному предприятию; из семи скоростных судов на подводных крыльях в навигацию минувшего и нынешнего годов в Киеве снарядили лишь одно, которое, кстати, порт обслуживает бесплатно. Остаток судов довели до такого технического состояния, что они подлежат списанию в металлолом. Это не только привело к уменьшению рабочих мест, но и нанесло значительные убытки государству.
Упомянутое имущество - государственное и при надлежащем его использовании пополняло бы государственную казну. Но, как теперь говорят, не дождетесь. КСК «Киев» так дохозяйничалась, что ей, тонувшей на тихих днепровских водах, пришлось спешно бросать спасательный круг. Им стало, по мнению портовиков, созданное Фондом госимущества Украины ЗАО «Волжско-Днепровская судоходная компания», которому и передали вышеупомянутое имущество. Руководителем этой компании, кстати, стал тот же господин М. Новое ЗАО, говорят портовики, создали для того, чтобы скрыть все метаморфозы с использованием переданного КСК «Киев» госимущества. Его дальнейшую судьбу вы уже знаете.
***
Завалил одно дело – начинай новое!
В этой невеселой картине растаскивания госимущества интересно рассмотреть период деятельности ОАО «Киевский речной порт», когда его еще возглавлял упомянутый господин М. перед тем, как оставить портовиков и пересесть в кресло руководителя КСК «Киев». В начале 2000 года, например, общество оказалось на грани катастрофы: девять месяцев работникам не выплачивали заработную плату (а это почти 1,5 млн. грн.), долги в бюджет составляли 0,5 млн. грн., общих долгов собралось на 3,5 млн. грн., а за 1999 год руководство столичного порта оставило после себя убытки на 5,5 млн. грн. Это при том, что тогдашнее руководство порта сдавало в аренду с разрешения ФГИ все, что могло, в частности и причалы.
С приходом к руководству ОАО «Киевский речной порт» новой команды во главе с Георгием Душником дела улучшились. За короткое время удалось не только погасить долги по заработной плате, но и поднять средний уровень ее с 218 до 631 гривни, наладить работу необходимых элементов инфраструктуры предприятия, внедрить новые направления деятельности. * Предприятие не только ликвидировало «хвосты» своих предшественников, но и начало работать с прибылью. За минувший год, например, пассажирооборот Киевского речного порта резко возрос и достиг 270 тыс. человек, а доходы составили свыше 16 млн. грн. Удалось даже вернуть в Киев четыре единицы плавсредств стоимостью 1 млн. долларов, отправленные предшественниками в иностранные структуры за границу. Обеспечив работой почти 700 производственников, порт является ныне одним из крупнейших налогоплательщиков в бюджет: только за минувший год в бюджеты всех уровней уплачено 3 млн. 100 тыс. грн. По объемам грузооборота и пассажирских перевозок порт занимает одно из первых мест в стране среди речных портов.
Именно с тех пор, как коллектив порта начал прочно становиться на ноги, и начинается новый этап борьбы за причалы. Кому-то, очевидно, не нравится экономический рост порта, так как ожидали его скорого банкротства (что, в сущности, и сделали до прихода новой команды), после чего — продажи для «нужных» людей. Чтобы задавить и поставить на колени прибыльное предприятие, и началась катавасия с причалами. Расчет простой: отобрав у порта большинство пассажирских и грузовых причалов, его лишают обычной работы, что равнозначно ликвидации. Делают все для того, чтобы оставить короля, как в известной сказке, голым.
Справедливости ради следует сказать, что коллектив вместе с руководством оказались не из тех, кто сдается без боя. Начиная с 2000 года они настойчиво добиваются той «долгосрочной аренды» причалов. И им есть на кого равняться, поскольку имеется положительный опыт эффективного использования упомянутого государственного имущества в ОАО «Днепропетровский речной порт», ОАО «Запорожский речной порт» и ОАО «Николаевский речной порт». Кроме того, Закон Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества», говорят портовики, тоже на их стороне. Сначала портовики отправляли письма-просьбы чиновникам ФГИУ (показывают ксерокопии всех писем). Но после получения очередных официальных отписок из госучреждений стали посылать письма высшим должностным лицам страны, однако все снова возвращалось туда, откуда и начиналось: в ФГИУ и его региональное отделение.
***
Не письма, а бальзам на рану
В письмах, в частности, к председателю Фонда госимущества Украины Михаилу Чечетову, начальнику Регионального отделения ФГИУ по городу Киеву Владиславу Збуржинскому коллектив столичного речпорта, его руководители и Ассоциация портов Украины не раз просили подойти к наболевшему для речпорта вопросу по-государственному и передать ему в аренду имущество, которое не вошло в уставный фонд, но находится у него на балансе, поскольку от этого выиграют все — и коллектив, и государство. Ответ всегда была почти одинаков: мы, мол, также за то, чтобы наиболее эффективно использовать госимущество.
Вот как пишет, например, в письме от 27 апреля сего года на имя заместителя председателя правления общества Виктора Смокталя заместитель председателя ФГИУ Сергей Лазаренко: «Фонд государственного имущества Украины заинтересован в ускорении комплексного решения вопроса относительно использования всего государственного имущества, которое в процессе приватизации не вошло, в уставный фонд общества и находится на его балансе, и в принятии такого решения, которое способствовало бы повышению эффективности его использования, улучшению работы общества и поступлению средств в государственный бюджет». Что по этому поводу сказать? Не ответ, а сплошное переживание Сергея Жоржевича за самое эффективное использование нашего общего госимущества! Хоть слезу пускай. А на деле? Ответ, как говорится, на поверхности лежит: Региональное отделение ФГИУ, подчиненное последнему, почти за две недели до этого без какого-либо конкурса отдало госимущество в аренду только что созданному российско-украинскому ЗАО, которое, говорят портовики, не имеет здесь ни судов, ни механизмов.
Переписка с государственными чиновниками по этому поводу, которая длится четыре года, вышла на финишную прямую. Была надежда, когда ФГИУ в декабре прошлого года сообщил портовикам, что вопрос передачи причалов в долгосрочную аренду рассматривается Межведомственной комиссией и будет решен на правительственном уровне. Но, к сожалению, эту комиссию не удалось найти, а 14 апреля этого года порт получил письмо от Регионального отделения ФГИУ по Киеву, после которого эти надежды рассеялись, как утренний туман: в нем шла речь о том, что между упомянутым отделением и ЗАО «Волжско-Днепровская судоходная компания» заключен договор аренды недвижимого имущества, которое находится на балансе киевских портовиков. А это, всего-навсего, пассажирские причалы NN10—14 речного вокзала длиной 245 метров и грузовые — длиной 200 метров.
- Коллектив столичного порта с более чем столетней историей, который ныне рентабельно работает и вносит немалые средства в государственный бюджет,— отметил заместитель председателя правления этого открытого акционерного общества, капитан порта Виктор Смокталь, - не может смириться с тем, чтобы его лишали работы и снова вели предприятие к банкротству. Мы будем защищать свои права всеми доступными и законными способами...
Может возникнуть вопрос: а не связана ли передача причалов в аренду другим с тем, что столичные портовики разучились как следует заботиться о них, осуществлять техническое обслуживание, как и надлежит тем, кто содержит на балансе сооружения, от чего государство несет убытки? Как раз наоборот - заботятся так, что государство имеет прибыль. Об этом мы знаем из приведенных выше цифр и фактов. Кроме того, порт проверяли в связи с этим и замечаний не было, о чем свидетельствуют соответствующие акты об условиях хранения и состояния имущества.
***
Вместо эпилога
...Коллектив порта не согласился с решением Регионального отделения ФГИУ и обратился с иском в Хозяйственный суд Киева о признании вышеупомянутого договора аренды недействительным. Последний, к сожалению, не удовлетворил просьбу портовиков. И все-таки они надеются, что справедливость восторжествует, поскольку в первой судебной инстанции, по их мнению, не все учтено и принято во внимание. ОАО «Киевский речной порт», обжаловав решение Хозяйственного суда Киева, теперь возлагает надежды на Киевский апелляционный хозяйственный суд, куда оно обратилось с тем, чтобы при рассмотрении дела дали полную юридическую оценку всем обстоятельствам дела и приняли решение согласно нормам действующего законодательства.
Вопрос с причалами, а, по сути, — с ликвидацией речного порта пока остается открытым. Как и вопрос производственников знаменитого коллектива: кто заинтересован в уничтожении рентабельного предприятия, одного из крупнейших налогоплательщиков района и столицы? В чью пользу государственные чиновники принимают абсурдные решения? А еще они надеются, что история известного предприятия не закончится так же бесславно, как Черноморского флота Украины.
***
фото: речные теплоходы пока еще швартуются к причалам, но вскоре могут лишиться и этих удобств; теплоход «Серебряный бриз» когда-то был имуществом речпорта, а ныне — собственность частника. Швартуется он возле глубоководного 7-го причала, взятого в аренду строительной фирмой, которая в качестве юридического адреса указала этот причал. Речники думают, что это тоже «творчество» господина М.