Замминистра транспорта Александр Мишарин и первый вице-президент ОАО "РЖД" Хасян Зябиров провели совместное селекторное совещание по проблемам выгрузки в российских портах.
"Морские порты не справляются с разгрузкой железнодорожных вагонов, что привело к массовым скоплениям поездов на железных дорогах", - заявил по итогам селектора Александр Мишарин. Критика прозвучала и в адрес калининградских транспортников. Наш корреспондент попытался разобраться с ситуации, сложившейся в портах и на железной дороге. Ситуацию прокомментировал начальник отдела по связям с общественностью КЖД Александр Першин:
- Ситуация на калининградском транспортном узле сложная, но пока далека от критической. Порты и терминалы выбила из нормального ритма работы серия ураганных и штормовых ветров, бушевавших во второй половине месяца над Калининградской областью. По информации наших коллег, из-за шторма одиннадцать судов и танкеров не могут войти в Калининградский морской канал, почти столько же не могут выйти в море. В отдельные дни, из-за сильных порывов ветра, была остановлена работа погрузочно-разгрузочных механизмов в КМТП, простаивали танкера на терминале в Ижевском. Как результат, в такие дни отставание от плана выгрузки составляло до 150 вагонов. Поэтому вполне естественно, что произошло сверхнормативное накопление не выгруженных вагонов. На вчерашний день в ожидании выгрузки на станциях КЖД находилось более двух с половиной тысяч вагонов с различными грузами. Объективно в такой ситуации была применена конвенция на дальнейшую погрузку грузов в адрес калининградских грузополучателей.
Тем не менее, даже в таких условиях КЖД удалось снизить количество так называемых брошенных поездов на территории Литвы и Белоруссии до девяти. Для сравнения, раньше их количество достигало пятидесяти. Несмотря на тот факт, что практически все партнеры КЖД - КМТП, "ЛукойлКалининградМорнефть", портовая нефтебаза, в ноябре увеличили темпы выгрузки (КМТП - на 41 процент, "ЛукойлКалининградМорнефть" - на 19 процентов, портовая нефтебаза - на 8 процентов), статистика все же говорит о том, что темпы выгрузки неадекватны заявленным к перевозке объемам грузов. Так, рост перевозок экспортных грузов в ноябре по сравнению с октябрем вырос на 7 процентов, а темпы выгрузки - только на 4 процента. Для ликвидации этих "ножниц" на состоявшемся в субботу совещании руководства КЖД и КМТП выработан целый комплекс мер по совершенствованию технологий перевозок и погрузочно-разгрузочных работ.
Так, уже с начала текущей недели в состав диспетчерской смены КЖД введен представитель КМТП, который может в режиме реального времени получать информацию о ближнем и перспективном подходе грузовых поездов. По сути, это некий прообраз логистического центра, на создании которого уже год настаивают железнодорожники. В начале декабря по инициативе КЖД состоится большое совещание всех транспортников с приглашением представителей компаний-владельцев грузов, работающих на нашем направлении. С ними предполагается обсудить вопрос более рационального формирования партий грузов еще на стадии на станциях погрузки в "большой" России.
Кроме мер по совершенствованию технологий перевозочного процесс и выгрузки, и железнодорожники, и портовики в текущем году активно развивают собственную инфраструктуру. КЖД приступила к усилению подходов к калининградским портам. Так, введен в эксплуатацию двухпутный участок в районе станции Шиповка. Уложен второй путь на направлении КМТП. Общая сумма инвестиций, которые КЖД направит на эти цели, составляет около 150 миллионов рублей. КМТП, и свою очередь, провел реконструкцию трехкилометрового участка своих подъездных путей. Увеличила длину выставочных путей и портовая нефтебаза, что позволит в ближайшем будущем почти на 40 процентов повысить объемы перевалки нефтепродуктов. Кстати, из-за того, что в этом году был закрыт пункт перевалки нефтепродуктов в Балтийске, этот грузопоток переориентировался на портовую нефтебазу, что осложнило работу станции Калининград-Сортировочный в интересах КМТП.
Чтобы оптимизировать работу станции с учетом интересов всех, а не отдельных участников транспортного конвейера, на КЖД разрабатывается новая технология перевозочного процесса, включающая строительство полугорки на станции Черняховск - для предварительной сортировки составов для конкретных фронтов выгрузки на предприятиях-получателях грузов, и ремонт путей на станциях Комсомольск и Луговое, которые будет отнесены к так называемому "горячему" резерву для остановок поездов в ожидании приема грузополучателями.
Ситуация, по очень осторожному прогнозу представителя КЖД, может нормализоваться в течение полутора-двух недель - при условии, что Балтика не преподнесет новых сюрпризов. Но гораздо больше железнодорожников, по словам Першина, беспокоят предстоящие новогодние каникулы, которые продлятся десять дней. Работу железной дороги остановить нельзя. Как будут работать смежники в первые дни года, пока неясно. Но, скорее всего, и им не придется задержаться за праздничным столом.
Записала Елена СТРЕЛЬЦОВА.