Российские производственники превзошли мировые аналоги
НЕ МЕНЬШЕ, чем этажей в российском мини-небоскребе, накопилось проблем у нашего лифтостроения. Но ведь это, по сути, две стороны одной медали. Обеспечить людей жильем значит и одновременно создать им возможность с комфортом и легкостью добраться до пятнадцатого или двадцатого этажа. И потому история амбициозного "покорения мировых высот" отечественными учеными и производственниками, о которой пойдет речь, привлекла серьезное внимание не только экспертов, но и широкой общественности.
Что имеем, заставляет плакать. А лифты в нашей стране оказались в столь жалком состоянии, что одно воспоминание о них вызывает самые горестные эмоции. В самом деле, каждый третий из полумиллиона лифтов в России морально устарел или выработал свой ресурс. Да и зарубежные конкуренты наших лифтостроителей не дремали: на отечественных строителей хлынул с начала девяностых годов поток предложений о покупке самых "навороченных" моделей. Рынок, однако. Покупать допотопные модели никто не станет. Да они ко всему прочему съедают неимоверное количество электроэнергии. И к тому же каждый, кто хоть раз входил в отечественный лифт, знает, что такое вандализм. И потому строители выставили новое требование: лифт должен быть в антивандальном исполнении.
И специалисты нескольких ведущих российских предприятий решили: "За державу обидно!" И в далеком 1995 году был создан творческий коллектив, поставивших себе целью разработать и запустить в производство лифт нового поколения, отвечающий современным техническим требованиям и запросам людей. Его костяк составили специалисты ОАО "Щербинский лифтостроительный завод", МГУП "Мослифт", ОАО "Красногорский завод имени С.А. Зверева", ООО "Евролифт". Их имена хорошо известны в России среди специалистов лифтовой отрасли: М. А. Ваксман, А. А. Золкин, А. А. Орлов, А. А. Рожков, А.Б. Чуватов, А. Н. Семячкин.
На подступах к проблеме
Задача была поставлена исключительной трудности. Ведущие эксперты так говорили о главных барьерах, стоящих перед учеными и производственниками: "Создание современных, надежных лифтовых систем является многосоставной научно-технической проблемой. Она включает в себя нахождение оригинальных решений в области материаловедения, теории механизмов, автоматического управления, машиностроения". Потому-то и потребовалось объединить усилия нескольких лидеров отечественного лифтостроения.
Необходимо еще отметить, что зарубежная практика развивалась поистине семимильными шагами. На Западе не было таких экономических напастей, какие свалились на нашу страну в девяностые годы, - резкое сокращение финансирования, по сути, привело к деградации прикладной науки. А в то же самое время в зарубежной практике лифтостроения активно внедрялись достижения микропроцессорной техники и электроники, систем связи и обработки информации. Появились комплексные системы мониторинга и оптимизации управления работой лифтов. Кабельные линии вытеснялись модемной связью по телефонным линиям, а также сотовой и радиосвязью. Появились современные средства хранения и обработки информации о техническом состоянии лифтового хозяйства.
Техника решает все
И авторский коллектив - впервые в отечественной практике - создал концепцию разработки и внедрения в производство лифтов, не уступающих мировым стандартам. А по некоторым позициям и превосходящих их. Это "чудо техники" имело длинное название: "Высоконадежный энергосберегающий лифт с микропроцессорной распределенной системой управления ШУЛ2-2РС".
О том, что преимущество перед зарубежными аналогами упомянуто не для красного словца, свидетельствует то, что микропроцессорная система и частотно регулируемый привод требуют значительно меньших затрат на эксплуатацию лифтов. А по функциональным возможностям ничуть не уступают. Учтены были и настойчивые требования поставить заслон вандалам-хулиганам.
В ходе тщательно спланированной программы работ специалистам удалось решить множество сложнейших задач. Вот основные из успешно преодоленных проблем:
- унификация систем управления лифтов различного назначения;
- создание протокола обмена с внешними цифровыми системами обработки информации (эта функция необходима для контроля технического состояния лифта и передачи сообщений о характере и времени возникновения неисправности);
- проверка в ходе экспериментов масштабов экономии энергии при применении частотно-регулируемого электропривода;
- разработка архитектуры и конструкции микропроцессорной системы.
Кроме того, специалисты выдали на-гора новый проект лифтового оборудования с частотным регулятором, предназначенный для 32-этажных зданий. Запроектированная скорость подъема - 1, 6 метра в секунду, грузоподъемность - 400 кг и 630 кг.
Досье "РГ"
А вот как оценили работу авторского коллектива ведущие ученые страны - мэтры в области лифтостроения. Завкафедрой строительных и подъемно-транспортных машин МГСУ, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор Евгений Кудрявцев и профессора этой кафедры Геннадий Архангельский и Августин Ионов особо отметили "блестящую и глубокую разработку теоретических основ построения распределенных микропроцессорных систем управления работой лифтов и решение теоретических вопросов программирования центрального и периферийного контроллеров, а также разработку программного обеспечения". Они же подчеркнули, что "как показывает этот чрезвычайно успешный проект, отечественное лифтостроение успешно справилось с временными трудностями и благодаря энтузиазму и творческому потенциалу своих специалистов достигнет еще больших успехов в развитии и совершенствовании лифтовой отрасли народного хозяйства России".
Практика - критерий истины
Как мы уже знаем, авторский коллектив начал работу в 1995 году. А практическое внедрение ее плодов прошло в 2000-2003 годах в монтажных и эксплуатирующих лифтовых организациях Москвы, Подмосковья и многих других регионах страны. В настоящее время во внедрении этих лифтов участвуют специалисты
ЗАО "ЭлектролифтИнжиниринг".
В условиях реальной обкатки сразу нескольких сотен лифтов нового поколения преимущества, предсказанные расчетами специалистов, оказались полностью подтверждены. Они уже получили высокую оценку независимых экспертов.
Резко повысилась надежность лифтов в сравнении с прежними моделями. Говоря научным языком, "средняя наработка на отказ увеличилась с 200-250 до 450 часов". И, что очень важно для прагматичных хозяйственников, потребление электроэнергии уменьшилось в полтора-два раза! Это стало возможным за счет применения привода с частотным регулированием и уменьшения пусковых токов в 2, 5-3, 5 раза.
Дальше - больше. Применение частотного преобразователя позволило снизить уровень шума в лифте на 2-5 децибелов. Это значит, что и по этому важнейшему для людей показателю комфорта лифт сравнялся с продукцией ведущих зарубежных фирм. Снизилась материалоемкость до 400- 500 кг на один лифт. А трудоемкость монтажа в 2-3 раза. Дело в том, что число приводов уменьшено в 3 раза, исключены многочисленные крепежные элементы в связи с переходом на быстрое разъемное соединение.
А годовой экономический эффект от использования лифтов с распределенной микропроцессорной системой управления вылился в кругленькую сумму - 300 миллионов рублей. Новаторские решения авторов проекта позволили продвинуться и в других направлениях. Прежде всего перейти на меньшие по весу одно-скоростные двигатели, обеспечить оптимальные графики разгона и замедления кабины. Это опять-таки к теме комфорта: гарантирована плавность хода и высокая точность остановки лифта.
Удобства этого уже успели оценить эксплуатационщики. Сведены к минимуму динамические нагрузки, резко повысилась долговечность узлов лифтового оборудования. Расходы на эксплуатацию, разумеется, требуются меньшие, чем раньше.
Общеизвестно, сколь важно угадать "нерв" общественных ожиданий и делать именно то, что востребовано "здесь и сейчас". Надо отдать должное авторскому коллективу: его члены сумели предложить тот продукт, который жизненно необходим строительной отрасли страны. Специалисты лифтовой отрасли в "неласковых" экономических условиях решили на высочайшем по мировым меркам уровне сложную научно-техническую и производственную задачу.