Ровно пять лет исполнилось с того дня, как Решотинский шпалопропиточный завод выдал свою первую продукцию. Тогда до расчетных объемов предприятию, использующему мощности одного пускового комплекса, было еще далеко. Только в минувшем году сибирякам удалось выпустить 2, 2 миллиона шпал и выйти на проектные рубежи. На заводе, который известен в отрасли как крупное современное производство, считают, что это далеко не предел...
Надо было иметь определенную смелость, чтобы в начале девяностых годов вернуться к забытому, казалось бы, проекту, рожденному еще в советские времена институтом "Гипротранспуть". Новый завод Красноярская магистраль закладывала в непосредственной близости от уже существующих шпалопропиточных производств - Томского и Тайшетского предприятий. Наличие конкурентов с опытом работы должно было изначально подстегивать товаропроизводителей, только-только начинавших свою биографию.
Насколько это удалось, можно судить хотя бы по трудовым успехам заводчан. Начиная с позапрошлого года красноярцы уверенно занимают призовые места в соревновании среди промышленных предприятий путевого комплекса страны. Завод в Решотах имеет почетные грамоты от краевых властей за успешное освоение производственных мощностей и развитие социальной сферы. И такой любопытный факт: сравнительно недавно у сибирского предприятия появился двойник -ЗАО "Решотинский шпалопропиточный завод". Понятно, что доброе имя кто-то попросту попытался использовать в корыстных целях. Чего только не случается при нашем диком рынке! Пришлось руководству в срочном порядке открещиваться от самозванца, занятого выгодным бизнесом - закупкой белой шпалы.
Перекупщик, как известно, никогда не прогадает, а вот лесозаготовитель - еще как может. Шпалопиление, которое долгое время приносило немалый доход, сегодня теряет свою первоначальную привлекательность.Круглый лес, отправленный в Китай, оказывается более прибыльным делом, чем поставки белой шпалы на заводы отрасли. Именно здесь одна из трудностей, с которой непосредственно столкнулись специалисты "Росжелдорснаба". В соответствии с планами, утвержденными на сети, снабженцы занимались централизованной поставкой шпалосырья. К сожалению, по оценке первого вице-президента ОАО "РЖД" Хасяна Зябирова, эту кампанию они "благополучно провалили".
Существенные недоработки со стороны поставщиков ощутили на себе и труженики Решотинского шпалопропиточного завода. Два месяца предприятие не было загружено на полную мощность. Теперь ситуацию вынуждена срочно поправлять Красноярская дорога, которая обратилась за помощью к лесозаготовителям региона. Под руководством начальника магистрали Владимира Супруна состоялось оперативное совещание, и результаты взаимодействия лесопромышленников и железнодорожников ощущаются уже сейчас: ежесуточно на склад древесины в Решотах поступает по семь тысяч штук белых шпал. В августе и сентябре их пропитка будет идти по нарастающей.
- И все-таки это лишь частичное решение проблемы, - считает директор завода Александр Боюн. - Лесозаготовителей, занятых производством шпалосырья, нужно хорошо заинтересовать. Ясно, что потребуется новая ценовая политика, которая неизбежно приведет к удорожанию и нашей продукции.
Даже такое развитие событий не пугает заводчан. По итогам шести месяцев в Решотах сумели добиться очень неплохих показателей, увеличив производительность труда на 30 процентов против плана. И почти на столько же удалось снизить себестоимость пропитки одного кубометра древесины. На предприятии прекрасно понимают, что шпалы, идущие с конвейера, должны быть конкурентоспособными. Один из методов достижения этой главной цели - снижение расходов пропиточного производства.
После произведенных экономистами расчетов завод в Решотах делает первые шаги, направленные на самоокупаемость вспомогательных цехов. Местной гордостью здесь не зря называют котельную, которая шла первоочередным пусковым объектом. Она имеет большие резервы тепловой энергии, чем того требует технология. В минувшем году это преимущество уже использовали в своих интересах, построив теплосеть, соединившую завод и поселок. Одновременно закрылись три котельные, которые отапливали микрорайон, здания дистанции пути, оборотного локомотивного депо и ПМС-256. Теперь с завершением работ по формированию единого жилищно-коммунального хозяйства услуги по теплоснабжению заводчане смогут продавать.
Кроме того, шпалопропиточное предприятие располагает современными очистными сооружениями, мощности которых также используются наполовину. А поселковые не только обветшали, но еще и перегружены. Железнодорожники пришли к выводу, что оптимальное решение -совместно с районной администрацией построить напорный коллектор и задействовать многоступенчатую очистку стоков, применяемую на предприятии.
Уже сегодня самое молодое промышленное предприятие путевого хозяйства магистрали готово компенсировать неизбежное увеличение закупочных цен на шпалосырье, не повышая при этом стоимости своей продукции. И не только за счет вспомогательных цехов энергоемкого производства. Речь идет в первую очередь об усовершенствовании технологии, используемой при пропитке. Недавно на заводе начали эксперимент, который значительно сокращает время разогрева антисептика до рабочей температуры. Если раньше на эти цели требовалось до восьми часов, то сегодня ведущие специалисты Павел Кольцов и Петр Гурков предложили иной вариант, предусматривающий разогрев смеси в маневровом цилиндре. Получается, что в единицу времени завод способен пропустить через цех пропитки значительно больше продукции, а затраты при этом минимальны. По самым скромным подсчетам, мощность поточных линий увеличивается на 20 процентов. Проводимый эксперимент продиктован не только заботой о наращивании объемных показателей. Установленные на маневровом цилиндре паровые регистры позволяют выпаривать воду из антисептика, и это обстоятельство положительно сказывается на флотации: жидкость каталитического крекинга теперь легче отстаивается, не образуя при этом характерных масляных пятен, которые порой выступали на готовой древесине и вызывали естественные протесты путейцев. Что в итоге происходит, догадаться нетрудно: повышается качество продукции, которая получила положительную оценку Института химии и химической технологии Сибирского отделения РАН. Свой вывод сделали и экономисты, ведь налицо существенное снижение себестоимости пропитанной шпалы.
Пока предприятие в Решотах находится в оперативном подчинении у дорожной Дирекции по ремонту пути, и для завода, который работает как на запад, так и на восток страны, в подобной структуре много неясностей. В путевом комплексе, как известно, существует система премирования за балльность, охватывающая всех: от монтеров пути до бригадиров и мастеров. А на шпалопропиточном производстве сдельно-премиальная оплата распространяется только на один цех - погрузочно-разгрузочных работ.
Ни объемы, ни качество на окладах не отражаются, и с точки зрения мотивации это, конечно, парадокс. Среднемесячная зарплата, хотя и превысила плановый показатель, по-прежнему осталась ниже, чем в целом по дороге. Все чаще и чаще люди поговаривают о новом статусе, о переходе в филиал ОАО "РЖД" или в дочернее предприятие. Процессы реформирования здесь, видимо, неизбежны, но тогда возникает вопрос: а смогут ли заводчане безболезненно окунуться в рынок?
Предвосхищая события, к числу первоочередных мероприятий, которые сегодня в обязательном порядке нужно провести, относится работа по государственной сертификации продукции и производства. Нет сомнения, что самой первой будет аттестована химико-техническая лаборатория. На закупку необходимого для до-оснастки оборудования дорогой выделено 400 тысяч рублей. У лаборатории появились новые помещения, и столь пристальное внимание, которое на заводе стали уделять контролю качества поступающего антисептика, можно расценивать как добрый знак того, что к рынку заводчане уже готовятся.
Не пугают и все возрастающие объемы укладки длинномерных плетей. Может быть, железобетон и впрямь наступает на пятки, но деятельности шпалопропиточного предприятия он не остановит. Только на линии Решоты - Карабула сегодня возникают новые станционные тупики, а стало быть, потребность в пропитанной шпале не уменьшится, а возрастет. Что уж говорить об угледобывающих разрезах, где также увеличиваются подъездные пути? Перспективы сбытовой политики просматриваются уже сейчас.
Сегодня прибыль от услуг по пропитке шпал, оказанных сторонним организациям, составила за полгода почти миллион рублей. Продукция сибиряков поступает на Сахалинскую, Дальневосточную, Забайкальскую, Московскую, Юго-Восточную, Северо-Кавказскую, Красноярскую и другие магистрали. Специалисты предприятия способны решать самые сложные производственные и технологические задачи, и это лишний раз доказывает, что становление крупного промышленного производства в далекой сибирской глубинке, несмотря на совсем еще детский возраст завода, уже произошло.
Решоты, Красноярский край.
***
Может быть, железобетон и впрямь наступает на пятки, но деятельности шпалопропиточного предприятия он не остановит. Только на линии Решоты - Карабула сегодня возникают новые станционные тупики, а стало быть, потребность в пропитанной шпале не уменьшится, а возрастет.