В России, если не рассматривать нашу страну только как сырьевую державу, базовыми в экономике являются металлургия и машиностроение. О состоянии и действиях Минпромэнерго России по поддержке и развитию металлургических предприятий "Промышленный еженедельник" уже рассказывал. Сегодня речь пойдет о машиностроении.
Машиностроительный комплекс России включает в себя порядка двух десятков подотраслей, основными из которых являются автомобильная промышленность, энергетическое и металлургическое машиностроение. В новом полугодии 2004 года в машиностроении наблюдался значительный прирост объемов производства, вызванный, главным образом, расширением внутреннего инвестиционного спроса и ростом инвестиций отечественных предприятий в основной капитал.
По итогам первых 6 месяцев 2004 года индекс физического выпуска продукции по сравнению с соответствующим периодом 2003 года составил 114,2%. Этот показатель является одним из самых высоких среди отраслей промышленности. Вместе с тем, загрузка производственных мощностей в июне была в машиностроении самой низкой среди всех отраслей промышленности - всего 49%. Практически во всех подотраслях машиностроения и металлообработки в первом полугодии 2004 года отмечалась возрастающая динамика выпуска продукции. Наиболее высокие темпы роста отмечены в горно-шахтном, горнорудном, энергетическом, химическом и нефтяном, подъемно-транспортном и железнодорожном машиностроении, а также автомобильной промышленности и по отдельным видам станкостроительного и инструментального производства.
Из сложной бытовой техники, выпускаемой с использованием импортных комплектующих и по лицензиям иностранных фирм, за первое полугодие нынешнего года возросло производство холодильников и морозильников (на 18,8%), а также телевизоров (на 62,2%). Также выросло производство бытового теплового оборудования - обогревателей различного рода, телефонных аппаратов и мобильных средств связи. Можно отметить, что рост объемов товаров народного потребления длительного пользования является показателем роста благосостояния населения, имеющего возможность приобретать товары не первой необходимости.
В то же время, сократился выпуск отдельных видов технологического оборудования, в частности, электродвигателей малой мощности, электрических машин постоянного тока, металлорежущих и деревообрабатывающих станков. Эти изменения свидетельствуют о некотором снижении интереса к технологическому оборудованию, вызванном завершением проектов реконструкции производственных мощностей на определенных предприятиях, а также ориентацией потребителей на импортную продукцию, обладающую иными потребительскими характеристиками.
Стоимостной объем экспорта продукции машиностроения за январь-май 2004 года увеличился по сравнению с тем же периодом 2003 года примерно на 33% и составил более $5 млрд., в общем объеме российского экспорта доля машин, оборудования и транспортных средств составила порядка 8%. Рост экспорта продукции отечественных машиностроителей говорит о том, что растут ее конкурентные преимущества и российские предприятия могут достойно представлять нашу страну на международной арене.
Для дальнейшего улучшения ситуации в машиностроении Минпромэнерго России модернизирует существующие и разрабатывает новые стратегии и концепции развития машиностроительного комплекса страны.
В числе которых: Концепция развития станкостроительной и инструментальной промышленности, Стратегия развития строительно-дорожного и коммунального машиностроения, Стратегия развития транспортного машиностроения, Стратегия развития машиностроения для текстильной и легкой промышленности и другие.
В Минпромэнерго России понимают, что высокие и устойчивые темпы экономического роста базируются на связке фундаментальной и прикладной науки и машиностроения и металлообработки. Именно этот тандем обеспечивает современным высокотехнологичным оборудованием другие отрасли экономики - промышленность, транспорт, сельское хозяйство, удовлетворяет потребности населения и укрепляет обороноспособность страны.
В результате проведения таких совместных работ, за последние три года в машиностроительном комплексе было создано 65 единиц опытных образцов новой конкурентоспособной техники и перспективных технологий. В их числе можно отметить: ресурсосберегающую экологически безопасную установку с двигателями внутреннего сгорания для получения энергии и тепла с эффективным КПД 80-90% (когенерационные энергоустановки) в области тяжелого и энергетического машиностроения, технологию и оборудование для получения штампосварных заготовок из различных материалов для автомобилестроения, промышленное холодильное оборудование на безопасных хладоагентах, а также экологически чистая машина для переработки изношенных автопокрышек, сушки и быстрого замораживания пищевых продуктов.
Ведутся работы по реализации проекта по разработке и изготовлению станка для высокоточной финишной обработки сложнопрофильных деталей, в том числе турбинных лопаток. Основы конструкции, заложенные в данном виде оборудования, являются новым направлением в станкостроении и мировой практике обработки лопаток. По простоте конструкции, скорости перемещения оно превосходит зарубежные аналоги. Тут уместно отметить, что турбинные лопатки являются одним из элементов различных механизмов, которые несут наибольшую научную и технологическую нагрузку, сочетая в себе труд многих ученых, конструкторов, технологов и других специалистов.
Все вышеперечисленные проекты реализуются в рамках Стратегии развития машиностроительного комплекса на период до 2010 года. Комплекс мер по развитию машиностроения, как часть этой стратегии, включает в себя: развитие внутреннего рынка и взаимодействие с субъектами естественных монополий, совершенствование научно-технической, промышленной, налогово-бюджетной и внешнеэкономической политики, развитие кадрового потенциала отраслей промышленности.
Реализация мероприятий позволит улучшить целый ряд показателей машиностроительной отрасли: повысить производительность труда - в 3 раза, объем выпуска товарной продукции - в 1,8 раза, экспорта продукции - в 1,5 раза и заработной платы работников - в 2 раза.
В целом Стратегии развития машиностроительного комплекса на период до 2010 года и Комплекс мер по развитию машиностроения, разработанные специалистами Минпромэнерго, являются частью большой Стратегии развития промышленности России, целью которой является обеспечение высоких и устойчивых темпов роста экономики страны.