С 10 по 14 октября в Москве во Всероссийском выставочном центре (ВВЦ) проходила Пятая российская агропромышленная выставка "Золотая осень - 2003".
Небо, хотя и хмурилось, но дождем разразиться не спешило. На главной аллее Всероссийского выставочного центра, как насмешка над состоянием нашей экономики, ярко кричали рекламные щиты, агрессивно призывающие купить радиотехнику из Японии, автомобили из Германии, мебель из Италии, а джинсы из США. Но если миновать фонтан "Дружба народов", помпезные павильоны бывших республик бывшего Союза этих самых народов и оказаться на площади перед павильоном "Космос", то можно перенестись лет эдак на ...дцать назад и почувствовать прелесть недалекого прошлого с его "масштабными достижениями и всеобщими радостями".
Начало октября в Москве - золотая осень. Причем не только в смысле сезона. Дело в том, что несколько лет назад в недрах Минсельхоза родилась идея (хотя и не новая, но весьма плодотворная) регулярно представлять крупнейшую (и одну из самых сложных) отрасль нашей экономики со всеми ее системными проблемами, огромным потенциалом и немалыми успехами. Не случайно было выбрано и место выставки агробизнеса. Во-первых, ВВЦ ведь когда-то и начинался как всесоюзная площадка для демонстрации достижений сельского хозяйства. А во-вторых, сама Москва не просто столичный мегаполис, но и крупнейший в стране рынок продовольствия, где формируются многие отраслевые программы развития АПК, заключаются важнейшие контракты на поставку сельскохозяйственного сырья, готовых продуктов питания; где городское правительство активно развивает связи с регионами и делает там инвестиции.
По замыслу организаторов, фактически через участие регионов на "Золотой осени" представляется вся агропромышленная Россия. Это своеобразный форум для обмена передовым опытом, получения информации обо всем самом новом, передовом, эффективном. Да и для расширения партнерских связей и установления контактов с клиентами из других регионов весьма перспективно - ведь очень многие губернаторы приезжают сюда в эти дни. К тому же выставка приурочена к профессиональному празднику - Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Впрочем, здесь он значительно расширяет свои границы. Все посетители (а их огромное количество) могут порадовать не только чувство собственного патриотизма и гордости за настоящее и будущее России, но и желудок - продегустировать представленные экспонаты и даже прикупить что-нибудь к столу, качественное и более дешевое, нежели на московских прилавках.
Нельзя не отметить и интерес к нашему сельскохозяйственному рынку со стороны зарубежных компаний. "Золотая осень" сегодня не только расширяет свои площади и круг участников, но и из сугубо внутрироссийского мероприятия постепенно превращается в международное - на нынешнюю агропромышленную выставку приехали бизнесмены из почти полутора десятка стран (140 фирм).
Картинка первая, техническая
История родного государства весьма наглядно показывает, как часто в XX в. правительства стремились реформировать наше сельское хозяйство. Чаще всего это плохо удавалось. И в нынешнем веке российское село в значительной мере патриархально - многие хозяйства не имеют ни нового оборудования, ни новых экономических технологий. Если пахать по старинке, то любой председатель знает, что, к примеру, на 2,5 тыс. га надо выгнать примерно 60 сельхозмашин и 12 тракторов, и на обработку каждого гектара заготовить около 80 л горючего. И совсем немногим известно, что новые влаго- и ресурсосберегающие агротехнологии и современная техника позволяют значительно снизить затраты топлива (почти в 2 раза), на 35-45% повысить производительность труда и существенно поднять урожайность. То есть при их использовании на обработку тех же гектаров пахотной земли потребуется только 11 машин, 2 трактора и менее 50 л топлива на гектар.
Именно такие оборудование и техника были представлены на нынешнем смотре. Десятки наименований сельхозмашин для возделывания зерновых, масличных культур, картофеля, сахарной свеклы, овощей: почвообрабатывающие агрегаты, техника для посадки и посева, для внесения минеральных удобрений, обработки и уборки растений.
Ни для кого не секрет, что приобретение хозяйством качественной и быстро окупающейся техники - его страховка от всех перипетий нашего еще не сложившегося сельскохозяйственного рынка, средство для снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли. Тем более что ее производитель и продавец стараются предложить выгодные условия и самые разнообразные формы оплаты - субсидированный кредит, лизинг.
Мало кого из посетителей выставки оставили равнодушными красавцы "Енисей" из Красноярска. То, что это комбайны нового поколения, говорил не только их фантастически современный облик. "Енисей-950" или "Руслан" (первый и пока единственный в России выпускаемый серийно комбайн 4-го класса - пропускная способность 7-8 кг/сек) летом 2003 г. попал в Книгу рекордов Гиннеса за уникальный пробег - более 5 тыс. км от Красноярска до Орла прошел собственным ходом без аварий и поломок, доказав свою стойкость, выносливость и надежность, то есть то, что так необходимо крестьянину.
Гусеничный трактор
"ВТ-100 (-150, -170, -180)" из Волгограда тоже заинтересовал многих. Еще бы! На его базе созданы пропашная и торфяная (болотоходная) модификации, к тому же он может быть оборудован и для
дорожно-строительных, и для мелиоративных, и для погрузочно-разгрузочных работ - сильный, безотказный и универсальный помощник.
Картинка вторая, химическая
Как бы ни гневались экологи, а без химии ни современный земледелец, ни животновод обойтись уже не могут. Главное сегодня - найти тот "золотой" компромисс, что позволит удовлетворить и природу, и тех, кто ее эксплуатирует. И "Золотая осень - 2003", представив последние достижения и химической науки, и химической промышленности, постаралась соответствовать всем требованиям. Если ингредиенты для оригинальной рецептуры гербицидов или инсектицидов - то отечественные (а, следовательно, и более дешевые), если минеральные удобрения - то более экономичные и эффективные. А главное - все это наиболее безопасное, защищающее урожай и минимально воздействующее на окружающую среду! Конкуренция на этом рынке весьма серьезная, поэтому и стараются химики привлечь внимание к своей продукции не только экономическими показателями, но и экологическими. И даже такие гиганты, как, например, Кирово-Чепецкая химическая компания, реконструируют свое производство, создают новые линии для производства более экологичных жидких препаративных форм.
Картинка третья, продуктовая
Павильон N 57 на несколько дней "Золотой осени" превратился в гигантский супермаркет. Что и говорить, россиянам уже изрядно приелся внешний глянец импортных продуктов, который далеко не всегда упаковывает приличное качество и вкус. Собственно, то, что отечественная пищевая промышленность пошла на подъем, активно намекает почти каждый магазинный прилавок, но вот нынешняя выставка агробизнеса открыто провозглашает невероятный скачок отрасли. Невероятные ароматы и аппетитный вид огромного ассортимента колбас, копченостей, прочих мясных деликатесов, сыров и молочных продуктов, выпечки и кондитерских изделий действуют как самое эффективное и массовое "оружие" на организм посетителя - глаза разбегаются, слюноотделение уподобляется наводнению, желудок требовательно взывает. Такое изобилие за очень короткий срок любого стоика может превратить в гурмана. Даже самый "отпетый" вегетарианец нашел здесь свои деликатесы - разнообразные фрукты, мед, орехи, крупяные хлопья...
Практически каждому российскому региону было чем удивить. Вот, к примеру, Курская область. Свой регион на выставке представляло полтора десятка предприятий. Могло бы быть и больше, но условия аренды слишком бьют по карману. Да и разгар уборки весьма прибыльной культуры - сахарной свеклы, работы на озимых полях и на закладке кормов не всех желающих отпустили в столицу. Другое дело - переработчики, им сам бог велел посещать подобные форумы. Конкуренция заставляет активнее продвигать свою продукцию. Куряне - не новички в Москве и не раз демонстрировали свои товары, отмеченные на многих выставках престижными наградами. Успех, безусловно, не случаен - постоянно реконструируются их производства, совершенствуются технологии, расширяется ассортимент, растет качество и, соответственно, спрос.
Не менее 100 наименований мучной продукции - сдобные булки, плюшки, халы, торты - сходит с конвейеров Курского хлебокомбината. В свое время он первым в области (и одним из первых в России) начал работать по государственной программе "Здоровье через хлеб", выпуская экологически чистую продукцию с добавлением аминокислот, микроэлементов, комплексами витаминов, йодсодержащих добавок. А в центре экспозиции, конечно же, новинка - заварной ржано-пшеничный с тмином и другими пряностями хлеб "Черноземье", выпеченный по хорошо забытому старинному рецепту.
Замечательный опыт предков из поколения в поколение передается и на Маслодельном комбинате.Более 30 наименований его продукции хорошо известно и в России, и далеко за ее рубежами. Особенно любим покупателями высший фирменный сорт сливочного масла. Старые мастера говорят, что один из секретов его особого рецепта - молоко, полученное от коров только в мае или июне - от него такой белый цвет и легкий ореховый привкус.
Молоко - и топленое, и йодированное; фирменные молочные напитки - "Юбилейный", "Снежок"; кисломолочные изделия, в том числе и бифидок, и бифилюкс; творог, разнообразные творожные сырки и массы. Всего 200 т готовой продукции ежедневно. Интересно, что, провозгласив основной заповедью "не гнаться за сверхприбылями, а работать на потребителя", на этом комбинате нашли и пути ее реализации. Жиры, белки, обрат и сыворотка - все составляющие молока здесь полностью перерабатываются. Да и само производство постоянно обновляется.
Еще один продукт, представленный курянами на выставке, - суджанские колбасы. И это тоже предмет их гордости: более 60 видов (только сырокопченых колбас 10-12; вареных - 18, а еще копченые деликатесы, мелкокусковые и рубленые полуфабрикаты, продукты быстрого приготовления). Все эти вкусности приготовлены только из натурального мяса курских животноводческих хозяйств и успешно прошли экологическую сертификацию, получив коэффициент 1,3 (это значит, что содержание вредных веществ в них на 30% ниже предельно допустимых норм).
Похоже, что наша пищевая индустрия всерьез прислушалась не только к мнению гурманов, но и врачей, ратующих за здоровую пищу. При этом вспомнила не только старые традиции, но и создала новые.
Новый продукт пищевиков из города Жигулевск (Самарская область) - бутербродная икра "Волжская" - понравился абсолютно всем, кто успел ее попробовать. Не испортило впечатления даже некоторое лукавство лакомства - само название, рисунок осетра на крышечке стандартной "икорной" баночки, черные аппетитные зернышки, да и их вкус мало отличались от традиционного русского деликатеса. Но к царь-рыбе икринки эти не имеют никакого отношения, их основа - вытяжка из морских водорослей, альгинат. Название, возможно и не очень аппетитное, но вкус отменный. А уж по своим уникальным свойствам альгинату мало равных. Он нормализует деятельность щитовидной железы, восстанавливает недостаток йода в организме, выносит соли тяжелых металлов, снижает содержание сахара в крови и вес, улучшает работу пищеварительного тракта и многое другое. Специалисты Российской диабетической ассоциации заинтересовались им как профилактическим средством при диетотерапии метаболического синдрома, ожирения и диабета. Пищевая ценность 100 граммов этой икры - всего 42 кКал, а полное отсутствие в ней белка может сделать ее хорошим продуктом и для пациентов с заболеваниями почек.
Конечно же, так или иначе, а интереса достоин каждый экспонат этой "Золотой осени". Но, поверьте, даже просто осмотреть всю выставку совсем не просто, не говоря уж о том, чтобы более полно описать. Ведь лучшие плоды земли русской и рук российских крестьян, так же как и тех, кто работает на них и для них (всего в выставке приняло участие около 2 тыс. фирм), представлялись в нескольких павильонах на площади 40 тыс. м2, плюс 10 тыс. м2 открытой площади было отведено под смотр сельскохозяйственной техники. И это, если не учитывать десятки продовольственных ярмарок в различных районах Москвы, знакомивших всех желающих горожан с достижениями российского агробизнеса.
К тому же "сытый голодного не разумеет", так что подождем следующую осень - "Золотую осень - 2004".