Создание Министерства транспортного строительства СССР совпало с открытием богатейших алмазных месторождений в Якутии. В экстремальных природно-климатических условиях Главдорстрою Минтрансстроя предстояло в сжатые сроки проложить автомобильную дорогу Мухтуя-Мирный протяженностью около 240 км к алмазной трубке "Мир", строящемуся городу Мирный и к поселку Чернышевский, где было начато сооружение Вилюйской ГЭС, а также построить новые аэродромы в Мирном и Якутске.
К ноябрю 1959 года удалось обеспечить постоянный проезд от Мухтуя до Мирного. В 1962 году были введены в эксплуатацию капитальные мосты через реки Нюя-Северная и Ботуобуя, приняты первые самолеты на взлетно-посадочные полосы в аэропортах Мирный и Якутск. Это стало возможным благодаря трудовому и творческому содружеству Министерства транспортного строительства СССР, ПО "Якуталмаз" и треста "ВилюйГЭСстрой". Успех укрепил уверенность в возможности создания надежных, круглогодичного действия транспортных связей в республике.
Крупным вкладом в транспортное обеспечение экономики Якутии, в облегчение северного завоза стала реконструкция Осетровского порта как важнейшего перевалочного пункта на реке Лена. Вместо деревянных причалов были возведены современные высокомеханизированные погрузочно-разгрузочные и складские сооружения. Подошедшая к Усть-Куту Байкало-Амурская железнодорожная магистраль, проложенная минтрансстроевцами с участием всей страны, решила ряд важных и острых экономических проблем, заметно облегчив доставку грузов речным транспортом от порта Осетрово в Якутию.
В 1978 году железная дорога от Тынды на север пересекла границу Якутской АССР. С началом эксплуатации малого БАМа проявилось и хозяйственно-экономическое значение магистрали. Объемы добытого нерюнгринского угля составили более 300 млн. тонн.
А сегодня сооружаемая Корпорацией "Трансстрой" железнодорожная линия Беркакит-Томмот-Якутск станет воплощением мечты жителей Республики Саха (Якутия) проехать в железнодорожном вагоне от Якутска до Москвы.
Мы параллельно ведем поиск инвестиций для прокладки сразу трех стратегических автомобильных трасс: Якутск - Магадан, Якутск-Усть-Кут, Якутск-Аян с выходом на южное побережье Охотского моря. Эти дорожные проекты названы соответственно "Колыма", "Вилюй" и "Амга". С их воплощением республика получит надежное круглогодичное сообщение со своими соседями - Магаданской, Читинской, Амурской, Иркутской областями и Хабаровским краем. Значение этих дорог для Восточной Сибири и Дальнего Востока трудно переоценить. По зоне автотрасс находятся большие залежи золота, полиметаллов, нефти, газа и тянутся богатые лесные массивы. В целом же Россия обретет стратегические выходы на Охотское море.
До сего дня страна никак не связана надежными путями со своими дальними рубежами. Действует только одна сквозная Транссибирская магистраль.
В Республике Саха (Якутия) намечается осуществление других крупных инвестиционных проектов. В их числе реконструкция и модернизация автомобильных дорог Большой Невер-Якутск, Якутск-Магадан, Томмот-Якутск, которые позволят улучшить северный завоз в отдаленные районы; прокладка новых капитальных участков автодороги Якутск-Магадан для ликвидации сезонно действующих грунтовых разрывов; строительство новой дороги Якутск-Вилюйск-Мирный-Усть-Кут для создания рациональной и эффективной опорной дорожной сети; реконструкция взлетно-посадочных полос и других сооружений аэродромных комплексов в Якутске и Тикси; возведение объектов технического обеспечения движения по Северному морскому пути.
Выражаю искреннюю благодарность Владимиру Аркадьевичу Брежневу, так много сделавшему как на посту министра, так и президента Корпорации "Трансстрой" для развития транспортной сети Якутии. Мы разделяем деловой принципиальный настрой в этом плане легендарного бамовца, а ныне первого вице-президента Корпорации Ефима Владимировича Васина.
От имени жителей Республики Саха (Якутия) сердечно поздравляю с юбилеем всех работников Корпорации "Трансстрой"!