Калужский машиностроительный завод - старейшее предприятие областного центра, ему 130 лет.
Здесь богатейшие трудовые традиции - коллектив воспитал тысячи мастеров своего дела, чьи заслуги отмечены медалями и орденами. Много больших и малых руководителей вышло из машзавода.
Скажите, знает ли кто из нынешнего молодого поколения машиностроителей, что выходцем с их предприятия был человек, занимавший впоследствии пост первого заместителя председателя Совета Министров СССР? Вряд ли помнит об Иване Васильевиче Архипове молодое и даже среднее поколение заводчан. А вот о дважды Герое Советского Союза Александре Терентьевиче Карпове, тоже калужском машиностроителе, помнят многие. Оно и понятно. В городе есть сквер его имени, имя Карпова носит и старейшее профессиональное училище. ГПТУ N 1 (так оно раньше называлось) было базовым учебным заведением машзавода, кузницей кадров для этого предприятия. Кстати, его в свое время оканчивали и дважды Герой Карпов, и первый зампредсовмина Архипов, и еще десятки известных в области и стране людей.
Почему вдруг вспомнилась мне эта машзаводовская кузница кадров? Да потому что буквально два дня назад на машзаводе (сейчас в духе времени предприятие является открытым акционерным обществом "Калугапутьмаш") в беседах со специалистами и управленцами не раз приходилось слышать о дефиците кадров рабочих профессий, главным образом, станочников.
С одной стороны, дефицит, то есть нехватка кадров, говорит о том, что завод так активно функционирует, что ему рабочих рук не хватает. Это притом, что средняя зарплата здесь у рабочего персонала и по калужским меркам немаленькая - 8 тысяч.
С другой стороны, дефицит рабочей силы (это, между прочим, характерно для большинства крупных заводов Калуги) не может навевать ничего, кроме грусти. Ведь не так еще давно профучилище вполне обеспечивало завод станочниками. А сейчас что? Окончив училище, далеко не все затем идут на завод. После армии многие вообще выбирают себе совершенно иной жизненный путь, иные профессии. Все еще в непрестижных ходит работа на станке? Вроде нет. На заводе немало можно видеть молодых лиц - и в цехах, и в отделах.
Да и собеседник наш на "Калугапутьмаше" Владимир Алешин, несмотря на солидную должность начальника производственно-диспетчерского отдела завода, на вид был человеком молодым. Однако, как отозвался об Алешине директор по производству Владимир Филин, "он владеет всей информацией".
В том, что это именно так, мы сразу же и убедились, пройдя в небольшой кабинет Алешина.
Владимир Анатольевич сыпал названиями машин, изготавливаемых на заводе, адресами предприятий-партнеров, названиями стран - покупателей машзаводовской продукции.
Нам, в общем-то, было известно, что ОАО "Калугапутьмаш" свою производственную деятельность осуществляет по двум главным направлениям. Это производство путевых машин для железной дороги - раз и выпуск гидропередач, которые идут на тепловозы, подъемно-транспортную технику, - два.
Вот о номенклатуре изготавливаемой на заводе продукции и хотелось порасспрашивать нашего собеседника. И в первую очередь о новой технике, если таковая здесь имеется.
- Еще как имеется, - говорит Владимир Алешин. - Каждый год не менее одной единицы новой техники здесь рождается. В этом году на прошедшей в Калуге традиционной международной выставке-ярмарке мы демонстрировали совершенно новую машину УК 25/28.Это укладочный кран, который служит для укладки на полотно дороги стрелочных переводов. Новая машина от предшественников отличается повышенной мощностью. Если при работе с давно уже находящимся в серии УК 25/18 стрелочный перевод надо было разделять на три части, то УК 25/28 стрелочный перевод берет целиком и укладывает его в один прием.
Конечно, столь сложную машину изобрести не под силу даже и конструкторской службе крупного завода. В случае с УК 25/28 проектную документацию делал один из московских институтов. Зато техническое сопровождение осуществляли и заводчане, они же разрабатывали ряд технологических процессов.
А еще "Калугапутьмаш" славен целым семейством своих "вэпээрок", то есть выправочно-подбивочно-рихтовочных машин. В прошлом году, например, в ранге заводской новинки выступала ВПР-03. В отличие от серийной ВПР-02М, новая является машиной непрерывно-циклического действия, у нее одновременно работают не два, как у других, а четыре подбивочных блока.
А еще на заводе делают путевые рельсосварочные машины. ПРСМ-4 давно уже в серийном производстве, поэтому ее достаточно хорошо знают на железных дорогах. А вот ПРСМ-5 - это тоже новинка. Кстати, машины серии ПРСМ не только собираются на машзаводе, но и почти все комплектующие детали для них изготавливаются здесь же. Исключение составляют лишь сварочные головки, которые приходится покупать на стороне, да силовые установки - дизели.
Довольно-таки привычной аббревиатурой на заводе считается такая: РБ. Так называется машина - распределитель балласта. В настоящее время прорабатывается контракт на поставку РБ в Индию. С этой страной у калужских машиностроителей вообще складываются неплохие контакты, недавно, например, туда была отправлена парочка ВПР-02М. Данные машины экспортируются также в Ирак, Казахстан, Украину.
Рассказ о путевом и железнодорожном направлении завода был бы не полным, если не упомянуть о ТГК-2М. Это маневровый тепловоз, выпускаемый заводом много лет и поэтому время от времени модернизируемый. Но и это еще не все. На последних выставках путевых машин можно было наблюдать автомотрису дефектоскопную АДЭ-1 и вагон-дефектоскоп. Эти виды продукции "Калугапутьмаша" неизменно собирали вокруг себя видавших виды железнодорожных начальников и просто специалистов.
Второе направление деятельности "Калугапутьмаша" - это, как уже говорилось, производство гидропередач, разных как по мощности, так и по назначению. К примеру, гидропередачи мощностью 230-300 лошадиных сил отправляются на Тихорецкий машиностроительный завод, где делаются подъемно-транспортные машины. Гидропередачи мощностью 750-1200 лошадиных сил производятся, в частности, по заказам Людиновского тепловозостроительного завода.
Не оставил "Калугапутьмаш" и производство турботрансформаторов, которые используются в таких разных сферах, как нефтяные буровые и эскалаторы.
- Хотелось бы сказать и о производстве колесных пар, - говорил нам Владимир Алешин. - Это очень редкое явление, если не сказать уникальное, когда на одном и том же предприятии ведут сборку путевых машин и делают к этим машинам колесные пары, ходовые тележки. Ведь колеса и вообще ходовая часть - это важнейшая составляющая любой железнодорожной машины. От них напрямую зависит безопасность движения на магистрали.
Одним из впечатлений нынешнего посещения старейшего завода стало вот что: если лет 20-30 назад для предприятия был один царь и бог - главное управление тепловозостроения Министерства тяжелого и транспортного машиностроения СССР, то сейчас главенствует рынок. Мало сконструировать и воплотить в металл машину, даже самую замечательную. Надо ее еще и продать, чтобы из вырученных денег заплатить налоги, выдать зарплату, закупить новые материалы. Вот с реализацией-то продукции не всегда все гладко. Причин тому много, но одна из основных - нехватка денег у покупателей. Покупателю проще покупать запчасти и поддерживать приобретенную когда-то технику в рабочем состоянии.
На "Калугапутьмаше" учли конъюнктуру и расширили номенклатуру, увеличили объем производства запчастей. Капитальный ремонт техники осуществляется на заводе, но нередко сервисная служба предприятия выезжает на места.
Несколько месяцев назад в ОАО "Калугапутьмаш" сменился руководитель. Собранием акционеров на должность генерального директора утвержден Петр Голубев. Он прибыл из Москвы, но ранее входил в состав совета директоров. Голубев, по отзывам многих заводчан, за дело взялся рьяно.
Что значит "рьяно"? И вообще, чего в первую очередь ждет коллектив от своего начальника? Чтоб была работа и была достойная зарплата. О зарплате уже говорилось в начале статьи. С фронтом работ, судя по всему, тоже порядок. Портфель заказов на четвертый квартал этого года и на 2005 год заполнен неплохо и продолжает пополняться.
Разве это не добавляет хорошего настроения к предстоящему профессиональному празднику?
С праздником, уважаемые машиностроители!