Однако радость эстонских железнодорожников по поводу увеличения российского нефтетранзита, скорее всего, будет недолгой
Подведение итогов деятельности эстонской железной дороги за январь не могло не порадовать транспортников прибалтийской республики: показатели грузооборота бьют все рекорды. Причина - увеличение транзита российской нефти. Интерес российских нефтеэкспортеров к прибалтийским портам объясняется, с одной стороны, неопределенностью с железнодорожными тарифами на Украине, а с другой - сложной ледовой обстановкой в российских портах на Балтике. Однако как только Украина понизит тарифы (в чем не сомневаются большинство экспертов), эстонским железнодорожникам останется только подсчитывать снижение транзита. Еще больше усомниться в перспективах российского транзита через Эстонию заставляет тот факт, что после январского роста грузооборот эстонской железной дороги вплотную приблизился к ее максимально возможной пропускной способности.
В январе эстонская железная дорога (ЭЖД) перевезла рекордное для себя количество грузов - 4, 14 млн тонн. Это на 16, 9% больше, чем в январе 2003 г., и на 80 тыс. тонн больше, чем за предыдущий месяц. При этом только транзитные перевозки выросли на 25% - до 3, 51 млн тонн. По словам директора по маркетингу ЭЖД Айна Кальюранда, эти показатели объясняются ростом нефтетранзита, на который приходится примерно 70% всего объема перевозимых компанией грузов. В январе транзитные перевозки нефти составили 2, 87 млн тонн, что на 0, 73 млн тонн (25, 44%) больше, чем год назад. Помимо нефти на 44% возросли перевозки минеральных удобрений и почти на 100% перевозки угля, однако натуральные показатели по этим грузам оказались куда менее значительными: 0, 33 млн тонн и 0, 27 млн тонн соответственно. В то же время уменьшились перевозки некоторых традиционных для Эстонии грузов. Перевозки горючего сланца сократились за год на 33% - до 0, 33 млн тонн (из-за снижения поставок сланца на Нарвскую теплоэлектростанцию), а зерна перевезено всего 11 тыс. тонн по сравнению с 309 тыс. тонн год назад (что связано со снижением поставок со стороны украинских и российских фирм-поставщиков зерна на международный рынок).
Увеличение транзита нефти эстонская сторона объясняет активизацией российских фирм и перегруженностью петербургского направления. По словам руководителя пресс-службы ЭЖД Прийта Коффа, тенденция к росту объемов перевозок была зафиксирована уже в декабре и нет причин, по которым февраль также не окажется рекордным месяцем по показателям роста перевозок. Тем более что, по его словам, эстонские железнодорожники пользуются большей популярностью у россиян, чем их латвийские и литовские коллеги. Опрошенные RBC daily эксперты также назвали ситуацию в российских портах на Балтике одной из причин переориентации нефтяников на эстонское направление. "Пропускная способность наших портов не успевает за увеличением экспорта российской нефти в условиях сложившихся на них высоких мировых цен. Происходит затоваривание вагонами, падает эффективность погрузочно-разгрузочных работ, - сказал RBC daily директор санкт-петербургского Агентства специальных исследований Рубен Тертерян. - В значительной степени это связано с ледовой обстановкой. Тот же Приморск не может работать на полную мощность, в то время как Эстония обладает незамерзающими и более глубоководными (могут принимать суда грузоподъемностью до 50 тыс. тонн) портами".
Помимо этого специалисты выделяют еще ряд факторов. "Увеличение перевозок нефти через Эстонию отчасти обусловлено решением "Транснефти" сократить поставки нефти через Вентспилс (Латвия), - сказал RBC daily аналитик группы "ЦентрИнвест" Дмитрий Уголков. - Способствовать увеличению транзита могло и решение проблем организации движения железнодорожного транспорта Эстонии: ликвидация "пробок", быстрое таможенное оформление, своевременная разгрузка вагонов, четкая работа Таллиннского порта". Наконец, большинство аналитиков непременно упоминали так называемый "украинский фактор" - недавнее повышение Украиной железнодорожных тарифов на перевозку российской нефти и запрет на нефтяные железнодорожные перевозки в направлении Одессы. "Повышение железнодорожных тарифов на Украине в сочетании со сложностями прохождения танкерами турецких проливов настолько повысили стоимость поставок на Средиземноморский рынок, что экспортеры были вынуждены частично переключиться на балтийское направление. И прежде всего на Таллинн, где транзитные тарифы остаются стабильным уже весьма долгое время", - пояснил RBC daily редактор украинского ежемесячника "Нефтерынок" Дмитрий Мосиенко.
По мнению специалистов, переориентировать свои потоки в этом направлении Таллиннского порта мог в первую очередь ЮКОС. "Раньше через территорию Эстонии экспортировал ЮКОС. В 2002 г. был перерыв, но теперь, возможно, он снова начал работать в этом направлении, - отметил Рубен Тертерян. - Ведь ЮКОСу сейчас закрыли путь через ведущие российские порты на Балтике. В Приморске сидит "Транснефть", через Высоцк работает "ЛУКОЙЛ", а в Санкт-Петербургском порту объемы перевалки нефти не самые большие. К тому же там уже сидят другие компании, среди которых "Татнефть" и "Башнефть". Активизироваться на эстонском направлении могла и компания "Сибнефть", которая, как, впрочем, и ЮКОС, не имеет доступа к трубе.
Однако нынешний рост нефтетранзита через территорию Эстонии едва ли можно назвать устойчивым. "Он возможен только до того времени, пока ничего не изменится на Украине, так как в целом пропускная способность наших портов такая, что Эстонии с Латвией, особенно в связи с политическим фактором, там просто нечего делать", - говорит Рубен Тертерян. А ведь большинство и украинских, и российских экспертов считают, что ограничение Украиной железнодорожных перевозок российской нефти временное: в ближайшее время тарифы немного снизят и экспорт через территорию Украины возобновится. Кроме того, на днях Украина пообещала, что наша страна получит дополнительные транзитные возможности в объеме 20-25 млн тонн нефти в год: ожидается, что уже в этом году Россия сможет прокачать по территории соседа порядка 86, 5 млн тонн "черного золота". К тому же есть еще один немаловажный фактор, который вне зависимости от ситуации на Украине сделает дальнейшее наращивание транзитных перевозок нефти через Эстонию маловероятным. "Значительный рост перевозок грузов в январе этого года фактически приблизил грузооборот эстонской железной дороги вплотную к ее максимально возможной пропускной способности. Это означает, что февральский грузооборот вряд ли будет намного больше январского. Существенного увеличения транзита, по-видимому, ожидать не стоит", - поясняет Дмитрий Уголков.
Отдел компаний