Из-за слабых перевалочных мощностей в портах ОАО "РЖД" в январе недополучило 3,6 млрд руб. и не смогло принять заявки на перевозку 5,6 млн тонн грузов.
Первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов вчера на оперативном совещании вновь поднял тему взаимодействия компании и морских портов. Неспособность большинства российских стивидоров переваливать возрастающие объемы грузов все заметнее снижает эффективность работы РЖД, тормозит рост грузооборота.
В январе из-за конвенционных запретов на отправку грузов в направлении портов потери компании составили 766 млн руб. Причем первый вице-президент указал, что грузоотправители и грузополучатели в первую очередь предъявляют претензии РЖД, обвиняя компанию в неэффективном управлении движением. Однако РЖД справляются со своими задачами. Проблема в том, что недоразвитые перевалочные мощности российских портов превратили конвенционные запреты в традицию. Составы стоят на подъездных путях, но не разгружаются, потому что не подходят вовремя суда, а если подходят, то инфраструктура портов не обеспечивает быстрой перевалки.
Однако конвенции - это полбеды. Вадим Морозов заявил, что теперь, планируя объемы перевозок на месяц, компания вынуждена делать поправку на недостаточные мощности портов и медленную работу по оформлению грузов на сухопутных погранпереходах. По этой причине дороги идут на ограничение приема заявок на перевозку от грузоотправителей. Первый вице-президент сообщил, что в январе 2007 года из-за проблем в портах и на погранпереходах компания недополучила 3,6 млрд руб. и не приняла заявки на перевозку 5,6 млн тонн грузов.
В таких условиях РЖД не могут наращивать объемы перевозок, несмотря на огромную грузовую базу. По данным начальника отдела формирования сводного заказа ЦФТО ОАО "РЖД" Николая Соломина, часто доставляют проблемы порты Новороссийска и Туапсе. Однако и другие работают на пределе перевалочных мощностей.
"Проблема во взаимодействии ОАО "РЖД" и портов стала системной, - считает аналитик консалтинговой компании Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков. - Причем претензии взаимные. Портовики говорят о медленном развитии подъездных путей к портам, а РЖД упрекают стивидоров в неграмотной логистике и нежелании вкладывать средства в перевалочные мощности". Эксперт убежден, что большинство проблем удастся снять после вхождения ОАО "РЖД" в число акционеров крупных портов.
Эксперт ИК "БрокерКредитСервис" Татьяна Бобровская, в свою очередь, убеждена, что развитию портовых мощностей будет способствовать появление свободных экономических зон на территориях, близких к портам, и как следствие - появление иностранных инвесторов и сторонних акционеров. Нынешних собственников существующие объемы перевалки в портах вполне устраивают. "Они уже заработали деньги и не заинтересованы в дорогостоящей модернизации погрузочно-разгрузочных мощностей, строительстве новых причалов", - полагает аналитик.
Комментируя состояние с пропуском поездов на погранпереходах, заместитель начальника пресс-службы Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимир
Зубков сообщил "Гудку", что его служба делает все для ускорения досмотра и оформления грузов. Однако при перевозке по РЖД различных видов грузов согласно Таможенному кодексу к ним применяются и различные подходы при досмотре. Часто приходится, например, извлекать грузы из контейнеров и перемещать их на специальные терминалы. На большинстве погранпереходов эти терминалы расположены вдали от железной дороги. Владимир Зубков заявил, что ФТС будет приветствовать, если ОАО "РЖД" будет способствовать укрупнению и модернизации погранпереходов.Руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин, в свою очередь, полагает, что единого рецепта для ускорения грузопотока на погранпереходах нет. Но проблема отнюдь не техническая, связанная с недостатком терминалов. По его мнению, в стране нет госструктуры, которая бы отвечала за ситуацию. А ФТС, МЭРТ, Минтранс и пограничники проблемой всерьез до последнего времени озабочены не были. ОАО "РЖД" иметь такую структуру не может - не имеет на это прав. Но, считает эксперт, может частично решить проблему, если вместе с другими транспортными компаниями (не беря на себя все риски) привлечет заемные средства на модернизацию переходов.