Евгений Николаевич Ибрагимов. Первое профессиональное образование - актерское. За семь лет работы в театре в Черкесске сыграл более двадцати ролей. Закончил курсы режиссеров-кукольников в ЛГИТМИКе (мастерская Николая Петровича Наумова). В Абакане дебютировал постановкой сказки "Старик и волчица". Главный режиссер хакасского республиканского театра кукол "Сказка" с 1997 года. Обладатель двух национальных премий "Золотая маска" - в 1999 и 2002 годах.
За время руководства театром Евгения Ибрагимова коллектив становился лауреатом всероссийского конкурса "Окно в Россию", национальной премии "Трудовая слава России", III и V всемирных фестивалей театров кукол в Праге, международного театрального фестиваля "Контакт" в городе Торунь (Польша), IV международного фестиваля театров кукол Spetaculo Interesse в Остраве (Чешская Республика), участвовал в международных фестивалях в Новосибирске, Нанси (Франция), Адане (Турция), Бельско-Бяла (Польша). В настоящее время один из самых известных и титулованных режиссеров-кукольников России. За семь лет работы в Абакане поставил полтора десятка спектаклей, самые известные из которых - "Якоб Якобсон", "Калиф-аист", "Коре-Сарыг и Змея", "Иуда Искариот. Предатель".
Свой первый абаканский спектакль "Старик и волчица" дебютант в кукольном искусстве Евгений Ибрагимов привозил на краевой фестиваль "Театральная весна" в Красноярск. Прошло всего семь лет - и уже Красноярский театр кукол делает мастеру из Абакана предложение поставить в нашем городе спектакль "Сказки старого аула", в основе которого - черкесские сказки.
Почему именно этот фольклор в основе спектакля, премьера которого запланирована на середину сентября? Очень просто. Во-первых, сам Евгений Николаевич по национальности черкес. А во-вторых, он очень хочет внести свою лепту в улучшение национальных отношений и показать, что лица кавказской национальности - вовсе не бандиты, не насильники, а черкесы не едят женщин и стариков. Конечно, доказывать очевидное глупо, но, увы, приходится...
- От чего зависит ваша свобода творчества в Абакане, ваша возможность выносить на сцену классику, например, Леонида Андреева? Этого нет на данном этапе в Красноярском театре кукол с его большим актерским потенциалом. Только ли в финансовой стороне дело?
- Да в Красноярске один из лучших театров в стране! Что касается меня, то, подписывая в Абакане контракт с директором Светланой Анатольевной Окольниковой, я выдвинул условие: на моем столе не должно лежать никаких бумаг. Никакой бухгалтерии - только творчество. Делаю то, что хочу, даже если в министерстве претензии возникают. Откуда Светлана Анатольевна берет деньги? Не знаю. И в нашем случае это редкое явление, потому что обычно режиссер зачем-то хочет одновременно быть и директором. Да и директор почему-то хочет вникать в вопросы режиссера.
- Получается, вы можете стукнуть кулаком по столу и потребовать? Не кажется ли вам, что вы в хорошем смысле продолжаете традиции, заложенные основателем театра и его первым художественным руководителем Людвигом Устиновым? Ведь он тоже ставил условие: пока не будет построен театр - не приеду. И добивался желаемого результата.
- Конечно, продолжаю. Людвиг Григорьевич это умеет. И имеет на это право. А знаете, как Устинов открывал театр в Абакане? Человека выгнали из искусства за то, что он ставил в Челябинске антисоветские пьесы - Шукшина. Вон из искусства! - и в Абакан. Приехал. Смотрит - какая-то стройка. Зрительный зал, сцена. Оказалось - Дом быта. Зал - для дефиле. Устинов прямиком к первому секретарю горкома партии Геннадию Африкановичу: "Как коммунист коммуниста спрашиваю: что вам дороже - дефиле или театр кукол?" На дворе - 1979 год, объявленный ООН годом защиты матери и ребенка. Задумался Геннадий Африканович. И за полгода построили театр.
- Что вы играли в Черкесске?
- Разное. От полных дураков до главных героев. Занят был в двадцати одном спектакле.
- Каким же образом состоялся ваш переход из актеров в режиссеры, да еще и кукольные?
- В случайности не верю. Устал от актерства, поругался с директором и сказал ему, что еду учиться. В декабре. "Даю десять дней за свой счет", - отсмеявшись, предложил директор. Я поехал в Питер. Устроился в общежитие ЛГИТМИКа и заявил, что хочу работать в институте дворником. Мел улицы, а Николай Петрович Наумов набирал в это время дополнительный курс режиссеров-кукольников.
- Не жаль было расставаться с актерским ремеслом?
- А я работаю... У меня есть моноспектакли - черкесская сказка и "Сказка о рыбаке и рыбке".
- Но вы все-таки драматический актер...
- Да не существует такого понятия, настоящий артист должен уметь все.
- Помните ваш первый приезд в Абакан?
- Тогда я был еще студентом-преддипломником. Моим дипломным спектаклем стал "Старик и волчица", который объездил сегодня столько стран. А делал я его, чтобы заработать на обратную дорогу. И уезжал из Абакана, закрыв глаза, чтобы никогда больше не возвращаться. Вычеркнул и забыл. Прежний директор частенько уходил в запой. Я его и видел-то всего пару раз. Первого марта он опоздал, чтобы встретить меня на вокзале. Потом он пришел на премьеру с шампанским. И все... Прошу в бухгалтерии: "Дайте денег - надо уезжать..." Мне отвечают, что директора нет - нет денег. Так продолжалось две недели. Из гостиницы перебрался в бутафорский цех. Пришлось делать "Старика и волчицу", чтобы заработать спектаклями по детсадам и школам.
- И все-таки, несмотря ни на что, вы согласились принять приглашение и возглавить Абаканский театр кукол?
- Конечно, не хотел, потому что у меня были совсем другие планы. Позвонила Светлана Анатольевна, представилась как новый директор, предложила поставить спектакль. Отказался. Но настойчивые звонки продолжались ежедневно в течение двух недель. Отправляла нарочных в Питер с письмом от абаканских артистов. Последней каплей стали ее слова о том, что она делает в театре ремонт.
"Обманываешь, - думаю, - уж ремонт-то там сделать никому не по силам..." А вслух говорю: "Хорошо, что ремонт. Приеду и проверю..." Прилетаю со своим художником. Действительно, ремонт. И директор замечательный, делающий для театра все. Откуда-то появились спонсоры. От государства же получаем копейки.
- Но уж после "Золотой маски" к вам стали относиться внимательнее?
- Квартиру дали, но после вручения в Москве второй "Маски"...
- Режиссура театра кукол сегодня существует как явление?
- Безусловно! Все работает. Это закомплексованные люди придумали, что театр кукол умирает. Никогда не умрет. Все зависит от людей.
- А драматургия?
- С этим хуже. В последнее время пользуюсь знакомством с хорошими авторами.
- Есть ли у вас какие-то литературные пристрастия? Кого из авторов вы бы хотели поставить?
- Много их... Люблю хорошую драматургию. Есть такой автор - Эрих Мария Шмидт. Француз с немецкой фамилией. Он автор очень красивого триптиха. Буду делать две из трех его пьес как моноспектакли с хорошими артистами.
- Чего вы ждете от работы в Красноярске?
- Это будет хороший спектакль.
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЗНЕЦОВА.