ПОЗВОЛИЛИ КОМПЛЕКСУ УВЕЛИЧИТЬ ОБЪЕМ ПЕРЕВАЛКИ ГРУЗОВ
Наметившийся в последние годы рост основных показателей работы портового комплекса Астраханской области не только сохранился, но и увеличился. На причалах переработано 3 млн. 942 тыс. тонн грузов, что в 1,5 раза больше объемов 2002 года. Транзит также вырос и составил более 1 млн. тонн (1394,9 тыс. тонн). Количество судозаходов составило более 4196 единиц, что на 58 процентов больше, чем в 2002 году (2652 ед.).
Основной объем переваливаемых грузов по-прежнему приходится на внешнеторговые сухие грузы - это в основном металлы и металлоизделия (63 процентов), лес и пиломатериалы (7 процентов), бумага (4 процента), контейнерные грузы (3 процента). Значительно увеличились объемы нефтеналивных грузов (17 процентов) и превысили показатели 2002 года почти в полтора раза.
В течение года в портовом комплексе работало 15 стивидорных компаний. Опираясь на данные по грузопереработке, сказать, что одни сработали хорошо, а другие плохо, будет неверно. Стивидоры располагают разными портовыми мощностями, и естественно, что компании с небольшими причалами имеют меньшие объемы переработанных грузов.
Достигнутые высокие показатели - это результат совместной деятельности всех астраханских портовиков. И здесь уместно будет вспомнить, что когда мы начинали в 1995 году с 300 тысяч тонн и были практически каботажным портом, мы могли только мечтать о таких объемах. А сейчас - они реальность, и это благодаря совместным усилиям. Еще раз повторюсь: все сработали хорошо. Но, конечно же, хочется отметить наших лидеров - ОАО "Астраханский порт" - более 800 тыс. тонн (21 процент), ОАО "Волгомост" - более 600 тыс. тонн (15 процентов), ООО "Стрелецкое Терминал" - более 370 тыс. тонн (10 процентов).
Развитие коридора "Север-Юг", расширение экономических и коммерческих связей с нашими партнерами в ближнем и дальнем зарубежье способствуют формированию новых грузопотоков, в том числе зерновых, контейнерных. И как результат - наиболее предприимчивые, дальновидные бизнесмены уже сегодня, думая о завтрашнем дне, строят новые современные терминалы.
Работа наших стивидоров в этом направлении - показательный пример. Так, на территории ООО ПКФ "Волга-порт" построен зерновой терминал, оборудованный двумя установками по приему зерна по 4200 тонн каждая, а также системами погрузки транспортерами производительностью 250-300 тыс. тонн (в монтаже).
Компания "Зюйд-вест" построила и эксплуатирует 200-метровый причал под генеральные и навалочные грузы и начала строительство причала под контейнерные грузы. В ОАО "Астраханский порт" также идет возведение контейнерного комплекса, а ОАО "Волгомост" приобрело современные погрузочно-разгрузочные механизмы, в том числе краны для работы с тяжеловесными грузами, оборудование для обработки контейнеров.
Помимо активной деятельности частного бизнеса, наращивают мощности и государственные портовые структуры.
Морская администрация порта Астрахань выполняет функции заказчика - является застройщиком морского торгового порта Оля. Его строительство осуществляется при непосредственной государственной поддержке на федеральном и региональном уровнях. Правительством России порт отнесен к категории важнейших объектов и включен в Федеральные целевые программы "Модернизация транспортной системы России" и "Развитие Юга России".
В порту функционируют два причала, специализированные под обработку генеральных и автопаромных грузов. В декабре 2002 года было закончено строительство третьего причала. В прошлом году он был оборудован специализированной перегрузочной техникой, складскими площадями, и в октябре на его базе начал функционировать новый современный контейнерный комплекс.
Кроме того, в 2003 г. в порту были завершены работы по оснащению пункта пропуска современными средствами пограничного, таможенного контроля и осмотра, отвечающими международным стандартам.
Важным этапом в развитии порта стало начало строительства в октябре 2003 года железнодорожного подъездного пути к порту Оля, наличие которого обеспечит работу первого грузового района с возможностями 4 млн. тонн грузов в год. Сейчас уже построено 11 из 54 километров. Завершение работ планируется в августе-сентябре этого года.
Помимо вопросов развития портовых мощностей морской администрации, в 2003 году реализованы мероприятия по повышению уровня функционирования систем навигации и связи. Дополнительно была введена в эксплуатацию базовая станция глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) морского района А-2 с радиусом действия 120 морских миль. Установлено оборудование контрольно-корректирующей станции морской дифференциальной подсистемы ГЛОНАСС/GPS, находящееся в опытной эксплуатации. Принятые меры значительно улучшат качество обмена информацией и в целом повысят уровень обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море.
Для увеличения деловой активности судоходных компаний МАП Астрахань при поддержке администрации области в 2003 году был решен вопрос об утверждении на уровне Минтранса России новой системы портовых сборов, направленной на сокращение издержек судовладельцев. Снижены все виды портовых сборов: канальный - на 61,4 процентов, ледокольный - на 30 процентов и лоцманский - на 52,5 процентов. Кроме того, при МАП Астрахань создана диспетчерская служба, основной задачей которой является организация устойчивого взаимодействия государственных контрольных органов, стивидорных, агентирующих и иных компаний, деятельность которых связана с перевозкой грузов через порты Астрахань и Оля.
Определенные вопросы решены, многие еще предстоит решить. Хочется выразить надежду на дальнейшее сотрудничество и поблагодарить всех тех, кто помогает в развитии морского бизнеса в нашем регионе.