В 2004 году на Калининградской железной дороге появится собственная система цифровой радиосвязи
Создание ведомственной сети цифровой радио связи стандарта GSM-R - крупнейший инвестиционный проект года калининградских железнодорожников, оцениваемый в 457 млн. рублей. Аналогов ему пока нет ни на одной из семнадцати российских железных дорог.
Приоритетное развитие новейших цифровых систем связи именно на Калининградской железной дороге обусловлено в первую очередь тем фактором, что КЖД уже сейчас фактически работает на международном рынке перевозок. Переход на европейский стандарт связи позволит более эффективно взаимодействовать с сопредельными дорогами стран Евросоюза в вопросах управления перевозками.
Как сообщил заместитель начальника службы связи КЖД Владимир Ланкет, срок ввода в эксплуатацию системы технологической связи намечен на конец года. Уже получены технологическое оборудование и 11 вышек, которые будут установлены на протяжении всего главного хода КЖД от Чернышевского до Балтийска, и начались подготови- тельные работы первой очереди. Мобильный телефон, еше вчера являвшийся символом "крутости", теперь станет неизменным атрибутом машиниста, путейца, проводницы - всех тех, кто обеспечивает перевозочный процесс. Роскошь? Отнюдь нет. Независимая экспертиза, проведенная специалистами отраслевой науки, показала, что действующие на дороге линейные сети оперативной связи уже в ближайшем будущем перестанут отвечать требованиям эффективного и оперативного управления перевозками в условиях стремительного наращивания объемов грузоперевозок. Напомним, что за последние два года грузооборот Калининградской дороги увеличился более чем в два раза и продолжает расти. При этом непосредственная связь между диспетчерским аппаратом и машинистом осуществляется через дежурных по станциям по мере приближения поезда. Еще более сложная схема с использованием разных радиосистем и частотных диапазонов применяется для управления движением при работе путейцев на
"окнах". А если учесть зоны неуверенного приема радиосигналов, коими изобилует область, то только на безопасности перевозок КЖД с лихвой окупит свои затраты. К тому же, надежная высокоскоростная связь в звене составитель поездов - машинист -диспетчер многократно ускорит время формирования поездов и подачу вагонов на фронты выгрузки. Каждая минута экономии на погрузочно-разгрузочных операциях в масштабах дороги дает экономический эффект почти в миллион рублей.
Но не проще ли было воспользоваться услугами уже прочно обосновавшихся в регионе коммерческих операторов сотовой связи? На этот счет дорожные связисты дают совершенно однозначный отрицательный ответ. В первую очередь, из-за того, что "железнодорожный" оператор не знает, да и не обязан знать специфику работы дороги, особенно связанную с поездной и маневровой работой. В договоре всех нештатных ситуаций не предусмотришь.
Бывают случаи, когда для обеспечения связи требуется весь ресурс администратора, который он просто не может предоставить. Вряд ли вам понравится, когда ваш мобильник отключат из-за того, что "это нужно КЖД". Не последний аргумент против региональных операторов - необходимость оплачивать прибыль и сверхприбыль, заложенную в стоимость их услуг. При предполагаемых объемах переговоров дорога вынуждена будет платить не миллионы - десятки миллионов рублей в год. Словом, альтернативы созданию собственной мобильной связи у КЖД просто нет. Образно говоря, из прошлого века КЖД сразу шагнет в век будущий, минуя день сегодняшний. Можно было бы, конечно, пойти эволюционным путем: заменить, унифицировать и модернизировать существующие системы радиосвязи. Но через год - два снова вернуться к необходимости мобильной связи. Прогресс не остановишь, тем более, что КЖД на сегодняшний день единственная дорога, зажатая европейскими рамками. Фактически работая на международном рынке перевозок, приходится идти в ногу с европейскими стандартами связи.
Список достоинств пока еще нового для железнодорожников вида технологической связи не вмещается даже на страницу печатного текста. В их числе и такая "изюминка", как видеосвязь. Мобильные телефоны "Siemens", которыми будут вооружены машинисты, путейцы, вагонники, проводницы, позволят в режиме реального времени получать картинку с любого перегона или станции. А какова обстановка, например, в девятом вагоне "Янтаря"? Нет проблем, проводница вышлет фото начальнику пассажирской службы. Учитывая прошлогоднюю выходку "лимоновцев", такая постановка вопроса вовсе не кажется надуманной.
Не экономить на безопасности перевозок - это уже давно стало аксиомой калининградских железнодорожников. Теперь в ее основу закладывается еще один прочный камень.
Александр Першин