"Не хочу смотреть на город из окна"

Руководитель проекта Татьяна ДАНИЛИНА.

Именно так, согласно социологическим опросам, обозначают одну из главных проблем, мешающих жить и чувствовать себя равноправными членами общества, большинство инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Казалось бы, странно: все острейшие проблемы реабилитации людей с ограниченными возможностями сегодня и перечислить-то с ходу сложно -трудоустройство, образование, медико-социальная помощь, пенсионное обеспечение... И тем не менее. При отсутствии доступной, безбарьерной городской среды большинство трудностей, с которыми в повседневной жизни сталкиваются инвалиды, не преодолеешь.

До 1992 года понятие "инвалидность" в нашей стране определялась лишь как "потеря трудоспособности", через пять лет формулировка изменилась на "стойкую утрату здоровья". В последние годы об инвалидах стали говорить, как о людях, имеющих ограниченные возможности. И 17 января 2001 года столичными властями был принят закон "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к общественным социальным, транспортным и инженерным инфраструктурам города Москвы". Принятая в это же время Комплексная целевая программа реабилитации инвалидов на 2001 - 2003 годы во многом ориентировалась на обозначенные в этом законе задачи.

Эти документы москвичи-инвалиды ждали давно и с нетерпением. Ведь ни о какой серьезной "комплексной реабилитации" речь не могла идти, пока человек в инвалидной коляске испытывает трудности в передвижении даже по своей собственной квартире, дверные проемы которой слишком узки, не говоря уже о размерах санузла. А как попасть в, скажем, реабилитационный центр, если до него нужно добираться на метро и автобусе, если в нашем городском транспорте отсутствуют подъемники и пандусы? Впрочем, как и в школах, вузах, магазинах, большинстве поликлиник, театрах и так далее.

- Учитывая все эти проблемы, правительством столицы принято решение задачи новой целевой программы на 2004 - 2006 год ориентировать прежде всего на формирование безбарьерной городской среды, - комментирует член правительства Москвы, префект Юго-Восточного административного округа Владимир Зотов. -Поэтому она называется "Социальная интеграция инвалидов в городе Москве". Роль префектур и управ районов в этом направлении заключается в обеспечении доступности инвалидов ко всем объектам социальной инфраструктуры. Кроме того, в их задачи также входит контролировать строительство новых объектов и прием зданий после капитального ремонта: в них также должны быть учтены потребности людей с ограниченными возможностями.

На Юго-Востоке столицы, где строительство жилых и социальных объектов в последние годы шло очень активно, создание безбарьерной среды для инвалидов - вопрос не новый. Здесь давно ведется работа по формированию социально адаптированной среды. В округе для инвалидов-колясочников приспособлено 524 входа в жилые здания, а 420 квартир, в которых проживают люди с ограниченными возможностями, переоборудованы с учетом их потребностей. Кроме того, недавно в ЮВАО заселено 20 специально спроектированных и реконструированных для инвалидов-колясочников квартир. По данным префектуры, все объекты нового строительства, а также по завершению капитального ремонта вводятся в эксплуатацию с приспособлениями для инвалидов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что, согласно распорядительным документам, учитывать потребности людей на коляске, обязаны не только городские власти. В создании безбарьерной среды должны участвовать и коммерческие структуры. Так, если каким-либо магазином арендуется помещение на длительный срок, то арендатор обязан вход в него сделать доступным. Нарушители, согласно законодательству, должны нести административное наказание. К сожалению, механизм контроля за выполнением этих обязательств еще недостаточно проработан. Поэтому очень часто коммерческие объекты сдаются без учета проблем инвалидов.

Несколько лет назад при приеме нового торгового центра произошел курьезный случай. Стараясь не отстать от уровня западных аналогов, проектировщики и строители предусмотрели в здании пандусы, лифты и даже специальные кабинки с широкими проемами в туалетах, чтобы могла проехать инвалидная коляска. Смешно до слез было любоваться в этих кабинках на два стоящих напротив друг друга унитаза. На законный вопрос: "Зачем - два?" прораб, почесав затылок, ответил: "А если их будет двое!"

"Сочувствие, граничащее с цинизмом", -мрачно прокомментировал эту ситуацию мой знакомый, молодой человек, спортсмен, вынужденный из-за травмы позвоночника передвигаться с помощью инвалидной коляски. Понять его можно, лишь попытавшись представить себя на месте таких, как он (упаси вас бог от такого несчастья!). Однажды представители общества инвалидов предложили сотруднику Курского вокзала сесть на коляску и попробовать съехать на ней по так называемому пандусу, установленному возле выхода на платформы. Отказался. Не рискнул - крутые "американские горки", которые выдавал он за пандусы, показались здоровенному мужику слишком опасными.

Кстати, о пандусах. Медики-реабилитологи утверждают, что пожилому человеку, беременной женщине, ребенку проще и полезнее подниматься по наклонной поверхности, нежели по ступеням. Точно так же всевозможные приспособления, жизненно необходимые для инвалидов, чтобы интегрироваться в наше общество, не чувствуя себя ущемленными, могут быть полезны и здоровым горожанам. Например, низко расположенные городские таксофоны или поэтажные кнопки в лифтах: люди небольшого роста и дети только скажут спасибо. А кому помешает покрытие наземных переходов, уложенное так, чтобы его можно было прощупать палочкой слепого? Да никому. Как и звуковой светофор, оповещающий незрячего человека о том, что для пешеходов загорелся зеленый свет.

Понятно, что гораздо проще и, кстати, экономически выгоднее сразу учитывать все требования различных СНиПов и ГОСТов, нежели потом заниматься реконструкцией и перереконструкцией уже построенных объектов городской инфраструктуры.

Понимают это и в префектуре Юго-Восточного административного округа, выделив формирование доступной для инвалидов среды в отдельную подпрограмму целевой Комплексной программы "Социальная интеграция инвалидов в ЮВАО" на 2004 - 2006 годы. Подпрограмма состоит из четырех направлений: комплексная система транспортного обслуживания инвалидов и других категорий маломобильных граждан; формирование общегородских систем специализированных телекоммуникаций, информации и пространственной ориентации для инвалидов; приспособление зданий и сооружений, а также тротуаров и пешеходных переходов.

- Решение практически всех нынешних проблем инвалидов действительно упирается в необходимость создания безбарьерной среды, -комментирует начальник управления социальной защиты населения ЮВАО Юрий Порхунов. - Многие мероприятия, направленные на оказание целевой помощи маломобильным людям, в сфере здравоохранения, образования, организации досуга без решения этого вопроса теряют свой смысл.

Итак, в префектуре Юго-Восточного административного округа проблему интеграции в ближайшие годы будут решать комплексно и поэтапно. Путь каждого горожанина в любую точку начинается из дома. В ближайшие два года 150 квартир в округе будут приспособлены для инвалидов-колясочников, а 350 входов в подъезды жилых домов обустроены пандусами, в частности, в рамках реализации программы "Мой двор, мой подъезд".

Далее, для того чтобы люди с ограниченными возможностями могли бы добраться до различных учреждений, в ближайшее время в округе начнется реализация проекта "Удобный транспорт", в котором предусмотрено формирование сети остановочных пунктов. Одновременно в ЮВАО будет создан эксплуатационно-гаражный комплекс для содержания и ремонта специализированных автобусов, осуществляющих социальное транспортное обслуживание инвалидов. В ближайшее время подъемно-транспортное средство будет установлено в центре социальной занятости на Люблинской улице, входы и санитарно-гигиенические помещения планируется приспособить для колясочников в филиалах центра социального обеспечения в районах Некрасовка, Выхино-Жулебино, Текстильщики, Люблино, Капотня, а также в управлении социальной защиты населения Нижегородского района. В течение двух лет пандусы появятся в четырех детских и восьми взрослых поликлиниках округа, противотуберкулезном диспансере N 2 на 8-й улице Текстильщиков, диагностическом центре N 3 на Сормовской и других объектах здравоохранения, расположенных в округе. 13 Единых информационно-расчетных центра ЮВАО будут также приспособлены для беспрепятственного посещения этих учреждений маломобильными гражданами.

Особенно важно, пожалуй, то, что в процессе создания безбарьерной среды на Юго-Востоке столицы учтены не только здания, принадлежащие к управлениям здравоохранения и социального обеспечения граждан, но и школы, учреждения культуры и спортивные объекты. Так, во время текущего ремонта в 11 школах ЮВАО будут установлены пандусы для детей-инвалидов. Четыре детские музыкальные школы, парк культуры и отдыха в Люблине, восемь библиотек, дом культуры "Капотня" начиная с этого года будут постепенно приспособляться для интеграции людей с ограниченными возможностями.

- Очень ценно, что префектура ЮВАО нацелена решать задачи именно социальной интеграции людей с ограниченными возможностями в общество, - считает председатель Юго-Восточной общественной организации всероссийского общества инвалидов Надежда Тепурджиди. - Ни один человек не должен чувствовать себя ущемленным, каждый гражданин имеет равные права на труд, учебу, отдых... В целом - на полноценную жизнь.

По оценке медиков, существенную роль в комплексной реабилитации инвалидов-опорников играет возможность заниматься спортом. Понимают в округе и это: плавательный бассейн на улице Маршала Голованова смогут посещать все горожане, без исключения по состоянию здоровья, уже в этом году, спортивный клуб "Некрасовка" - в будущем, а универсальный спортивный комплекс "Труд" в Капотне и крытый футбольный манеж на улице Авиаконструктора Миля - в 2006 году.

- Мы понимаем, что у инвалидов еще очень много нерешенных проблем, мешающих им вести полноценный образ жизни, - говорит префект ЮВАО Владимир Зотов. - И их гораздо больше, чем наших достижений в решениях вопросов реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями. Но комфортно в обществе должны жить все граждане. Иначе это общество нельзя считать по-настоящему цивилизованным.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости