Как всегда, незаменимы
Мероприятия по комплексной проверке готовности Черноморского флота РФ к выполнению многообразия возложенных на него задач начинаются в базе и задолго до активной фазы, когда первый корабль пересечет линию боковых ворот и выйдет на внешний рейд Севастополя. Поскольку для того, чтобы любая боевая "единичка" смогла выйти в море хотя бы на пару часов, должны потрудиться и "опекать" ее, и не один день, суда различных классов вспомогательного флота.
Чтобы корабль мог вести в море современный бой, на его борт должен быть подан боезапас для всех видов вооружения и снят выработавший срок своего хранения. Чтобы не облегчить противнику применение минного и другого оружия, основанного на использовании излучаемых кораблем физических полей, их надо максимально устранить. На время выполнения задания в море корабль должен быть обеспечен топливом и другими горюче-смазочными материалами. Во время внутрибазовых переходов кораблю необходимо обеспечить страховку при швартовках. И, наконец, в районе полигонов оборудовать мишенную позицию и выставить имитаторы цели. По ним будут "разряжаться" ракетные и артиллерийские установки, торпедные аппараты и реактивные бомбометные установки - главные действующие лица - надводные и подводные корабли и авиация флота.
Поэтому в воинской части вспомогательных судов ЧФ РФ предстоящее мероприятие на флоте почувствовали по возросшей нагрузке на буксиры, плавучие краны, танкера, военные транспорты и другие суда специального назначения. Особенно заметно увеличилась рабочая нагрузка на буксиры и плавучие краны.
Ощутимая нагрузка легла на плечи диспетчерского пункта части вспомогательного флота, которым руководит старший капитан-диспетчер Виктор Топчий.
В интересах предстоящих мероприятий выполнил межбазовую транспортировку морской буксир МБ-174 под командой капитана Алексея Рыжова. Его экипаж, как и команды морских буксиров МБ-173 (капитан Сергей Плакущенко) и МБ-23 (капитан Николай Кудряшов), на внешнем рейде Севастополя будет обеспечивать деятельность боевых кораблей. Особенно отличились в повседневной работе экипажи рейдовых буксиров РБ-136, РБ-244 и РБ-247, а также буксира БУК-49 капитана Владимира Пархоменко. Нередко их трудовой день заканчивался после двадцати двух часов.
Неутомимо снующий по бухтам Севастополя малый морской танкер "Истра" (капитан Виктор Шостак), подал не одну тонну топлива во вместительные цистерны сторожевых кораблей, тральщиков, малых противолодочных кораблей и ракетных катеров.
Выполнив необходимый комплекс работ в порту предназначения, в главную базу возвратилось судно СФП-183. Группы специалистов с СР-26, -137, -541 и СР-939 провели соответствующие работы на борту кораблей, выходящих в море.
Горячая пора выдалась для ВТР-94 (капитан Василий Лату) совместно с плавкраном ПК-32050, обеспечившим подачу на корабли необходимых средств. Комплекты рейдового оборудования доставил в районы деятельности сил флота килектор КИЛ-158 под командой капитана Николая Перуна.
Не покладая рук трудятся экипажи плавкранов ПК-128035 (капитан Борис Головин) и ПК-32050 (капитан Евгений Федин). Особенно ответственные задания возлагались на экипаж ПК-32050, где сменными помощниками капитана опытные мореходы Виктор Кирпичев и Николай Грищенко. При погрузочно-разгрузочных работах в любых погодных условиях высокий уровень профессионализма продемонстрировали старший крановщик Владимир Архаров и крановщик Валентин Смирнов, сменный электрик Валерий Захламин, электрик 1-го класса Игорь Федин, старший моторист Вениамин Свиридов, матрос 1-го класса Михаил Бухтеев. Наш корр.
***
Напряжение дрейфа
Когда в море выходит подводная лодка, все силы и средства "водолазного крейсера", или другими словами СС "Эпрон", должны находиться в высшей степени готовности. Случись, не дай Бог, что-то на глубине, действовать морским спасателям придется исключительно быстро и слаженно.
Ошибки и промахи не допускаются, ибо они исчерпывают драгоценный лимит времени, и тогда авария непременно перерастет в катастрофу со всеми вытекающими из нее трагическими последствиями. Вот к соблюдению жестких нормативов и стремятся спасатели во время тренировок и зачетно-тактических учений.
...В мартовский день спасательное судно "Эпрон" под командованием капитана 3 ранга Сергея Игнатова вышло в полигон боевой подготовки, чтобы уже в который раз провести, казалось бы, не очень сложные операции. Но на то они и учения, чтобы постараться смоделировать ситуацию жестко, сделать ее посредством "неудобных" вводных такой, чтобы она стала максимально приближенной к боевой, то есть приближенной к тем условиям, в которых спасатели, возможно, будут работать, случись в море настоящее ЧП.
Находясь в полигоне, СС "Эпрон" поочередно выпускало в море свои водолазные, спасательные и наблюдательные "щупальца". К примеру, легла "аварийная" подводная лодка на грунт. Ее быстро нашли поисковые средства, и тогда сразу же на глубину устремился спасательный колокол СК-64. Его задача - пристыковаться к комингс-площадке отсека-убежища и после присоса вывести сухим способом подводников. В теории - за несколько ходок.
На учениях в СК-64 погружались двое - старшина команды водолазов СС "Эпрон" старший мичман Анатолий Дерещук и старшина 1 статьи контрактной службы Владимир Шихов. Руководил спуском спасательного колокола начальник поисково-спасательной службы судна старший лейтенант Александр Подгорный. Правда, роль аварийной подводной лодки играл специальный макет. Он имитировал реальную комингс-площадку подводной лодки, ибо сама подводная лодка, "АЛРОСА" на грунт как правило не ложится - проблем потом не оберешься.
Стыковка СК-64 с макетом комингс-площадки на глубине в несколько десятков метров произошла успешно, и все элементы спасательной операции пилотами колокола были выполнены. Далее наступила очередь уходить под воду другому техническому средству.
"Эпроновцы" проверили на глубине работу наблюдательной камеры НК-300. Спуско-подъемное устройство и связь функционировали нормально, судовые службы обеспечивали процесс погружения НК-300 уверенно. Подводный разведчик действовал в соответствии с планом и, наведенный на "объект", дал исчерпывающую характеристику его состояния.
Когда на глубину уходит спасательный или водолазный колокол, погружается наблюдательная камера НК-300 или другие поисковые средства - особая ответственность ложится на электромеханическую службу судна. Но командир БЧ-5 капитан-лейтенант Юрий Банников и его команда демонстрируют всякий раз высокий профессионализм, и техника дышит здоровым ритмом, работает без сбоев и даже без крошечных осечек.
Прекрасно отработал и коллектив БЧ-7, которым командует капитан 3 ранга Сергей Немченко. Специалисты "седьмой" обеспечивали на всех стадиях учений устойчивую звукоподводную связь, причем на дальностях, превышающих нормативные.
"Мы стараемся отрабатывать все спасательные задачи и упражнения
только на хорошо и отлично", - говорит командир дивизиона спасательных судов капитан 2 ранга Дамир Шайхутдинов, - ибо удовлетворительные оценки нас не устраивают и могут в реальной обстановке обернуться "неудом". "Неуд" означает, что сам процесс спасения... фактически не произошел. Поэтому на учениях мы выкладываемся полностью, используем людские и материальные резервы, выжимаем из техники максимально возможные параметры, но... хотим демонстрировать наши умения и волю к победе только на учениях. Мы готовы оказать помощь подводникам при авариях, но пусть лучше этих происшествий в действительности не случается".
...Несколько часов СС "Эпрон" величаво резал форштевнем черноморскую волну. В полигоне определили поправки лага, отработали маневренные элементы, затем легли в дрейф. Где-то на глубине кралась к учебной цели подводная лодка, а спасатели, находясь в полной боевой готовности, напряженно замерли на постах, у приборов и механизмов. Сейчас их работа - внимательно слушать и ждать приказа. А в душе надеяться, что кто-то другой не будет ошибаться и ничего сверхординарного под водой не произойдет.
***
фото: СС "Эпрон"; погружается спасательный колокол СК-64.