19 марта в ИТАР-ТАСС состоялся круглый стол, посвященный строительству порта в Усть-Луге
Пару веков назад порт и город представляли собой одно целое: они вместе строились и вместе развивались. При этом сам населенный пункт чаще всего являлся лишь инфраструктурой порта, а большая часть его жителей работала грузчиками, торговцами, содержала кафе и гостиницы... Однако с течением времени города развивались, строились новые предприятия, увеличивалось население и порты оказывались зажатыми "в тисках" новых кварталов или исторического центра, никак не подходящих для промышленного развития... Другое дело - вновь строящиеся порты. "Усть-Луга - это возможность построить идеально правильный, абсолютно логичный и очень красивый порт, - рассказывает генеральный директор ОАО "Компания Усть-Луга" Валерий Израйлит. - Все - базы, терминалы, погрузочно-разгрузочные пункты - изначально будет расположено так, чтобы порт работал с наибольшей эффективностью. А то, что в том месте, где мы начали строительство порта Усть-Луга, не было никакой инфраструктуры, было недостатком только вначале. Сегодня это - достоинство..."
Огромные пространства свободной земли вокруг строящегося порта представляют собой площадку для реализации множества проектов.
Однако достоинства Усть-Луги - это не только перспективное будущее, но и реальное настоящее. У нового порта множество достоинств, которые делают его экономически эффективным и привлекательным для грузоперевозчиков. Это близость к государствам Евросоюза, самая большая глубоководность на Балтике (что важно для судов с низкой осадкой), привлекательная стоимость фрахта судов... Кроме того, порт Усть-Луга входит в несколько общеевропейских транспортных коридоров. Даже с точки зрения климата место для порта выбрано чрезвычайно удачно: вода замерзает здесь только в самые холодные зимы. Сегодня пропускная способность Усть-Лужского порта - 30-35 миллионов тонн груза в год. Когда-то полагали, что развитие порта остановится на уровне 25 миллионов тонн. Теперь уверены: есть потенциал и для 40.
Особенно участники круглого стола подчеркнули важность государственной поддержки в строительстве порта. И дело не только в том, что ни у одной частной компании нет таких средств на долгосрочное инвестирование. Порт - это важная часть промышленной политики страны, которую должно определять только государство.
Впрочем, нужно отметить, что для госбюджета строительство порта в Усть-Луге - достаточно выгодный бизнес: по прогнозам, к 2010 году отдача от проекта в три раза превысит бюджетные инвестиции. Однако далеко не все финансовое бремя ложится "на плечи" государственного бюджета. 600 миллионов долларов - это частные инвестиции, при общем объеме вложенных средств около миллиарда долларов.
Валерий Израйлит также подчеркнул, что при строительстве порта Усть-Луга всегда учитываются экологические аспекты. Перед тем как начать возводить новые терминал и складской блок, обязательно проводятся общественные экологические слушания и международные экспертизы самого высокого уровня. Порт уже успешно работает, однако свое плановое развитие он завершит только к 2010 году. Строители полагают, что он будет обеспечивать не только циркуляцию уже существующих грузопотоков, но и осуществление грузоперевозок, которые возникнут в результате естественного увеличения макроэкономических показателей - их рост, по прогнозам, достигнет к 2010 году примерно 20-27 миллионов тонн.