Сегодня трудно отыскать даже маленькую железнодорожную станцию, где не работают механизмы, не применяются узлы и детали, специальные приспособления, изготовленные умелыми руками работников Таганрогских дорожных механических мастерских (ТДММ).
Летопись этого предприятия неразрывно связана с историей Северо-Кавказской железной дороги, которая в феврале отметила свое 140-летие. И если заглянуть в прошлое, то истоком нынешних ТДММ можно по праву считать депо по ремонту паровозов, основанное в далеком 1869 году. Но официально мастерские грузовой службы по ремонту погрузочно-разгрузочных машин и холодильного оборудования начали свою деятельность в январе 1964 года.
Основным периодом становления ТДММ стали первые десять лет, когда коллектив возглавлял Николай Борисенко, а главным инженером был Анатолий Хабаров. За этот период объем валовой и реализованной продукции возрос в 3,4 раза. На ремонт прибывали автокраны, мехлопаты, авто- и аккумуляторные погрузчики. Краны на железнодорожном ходу с паровых котлов переоборудовали на двигатели внутреннего сгорания.
Техника поступала с четырех дорог - Северо-Кавказской, Юго-Восточной, Донецкой и Закавказской. На мастерские также был возложен капитальный и средний ремонт погрузочно-разгрузочных машин и механизмов погрузочных контор, оборудования льдозаводов, изготовление запасных частей и ремонт механизмов вагонной службы.
Производство было организовано по полному технологическому циклу машиностроения: от собственного литья до сборки готовой продукции. Это давало возможность обеспечивать выпуск тележек электрокозлового крана, грузоподъемных узлов, моторных грейферов, редукторов, капитальный ремонт механизмов.
Слова "соревнование", "новаторство", "рационализаторство" были здесь не пустым звуком. Только с 1968 по 1974 год в мастерских было внедрено 665 рационализаторских предложений с большим экономическим эффектом.
В последующие годы в ТДММ было освоено производство продукции 14 наименований, в том числе устройство кабельного питания, электропогрузчиков, контейнерных захватов, вибрационных грейферов, грузовых тележек и унифицированных тележек электрокозловых кранов.
Однако трудным для ТДММ выдалось последнее десятилетие. Развал экономики, банкротство предприятий, отсутствие заказов привели к поиску путей выживания. В мастерских освоили серийный выпуск запорно-пломбировочных устройств "Ерш", "Лавр", "Клещ", "Спрут-универсал", собственного ЗПУ "Клещ-ВЦ". Делали тиски и съемники, клещи-кусачки и свинцовые пломбы.
Одним из важных завоеваний коллектива стало то, что в 1998 году мастерские при наличии многих конкурентов выиграли тендер на изготовление грейфера "Полип" для Тагмета. А результат таков: в это трудное десятилетие в мастерских не было ни одной существенной задержки заработной платы.
За 2002 год объем производства ТДММ составил 8,4 миллиона рублей. Продукция реализована не только на своей дороге. В 2003 году выпущено продукции более чем на 12 миллионов рублей. Причем в последнем квартале половину средств принесло изготовление 32 автостропов с поворотными головками.
Это так называемые "пауки" - автоматические захваты козловых кранов для среднетоннажных контейнеров, которые всегда пользовались повышенным спросом на дистанциях погрузочно-разгрузочных работ. Их преимущество перед другими подобными механизмами в том, что они дают возможность выполнять операции с контейнерами без участия стропальщика. Так сложилось, что эти устройства изготавливают только здесь.
Небольшое предприятие, выдержав все трудности перестроечного периода и перехода к рыночной экономике, смогло сохранить свой потенциал, уникальные кадры, оборудование, технологии. В этом году впервые Отраслевым центром внедрения мастерские были включены в программу улучшения условий и охраны труда.
В достижениях предприятия - заслуга всего коллектива, который, отметив 40-летие, полон сил и устремлен в будущее, готов продолжать свои славные традиции.
Ростов-на-Дону.