На днях ОАО "КРАН-УМЗ" презентовало новое оборудование для горнодобывающей промышленности - механизированную крепь КМ 1000. ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ И ВОЗМОЖНОСТЯМ она значительно превосходит всех своих предшественниц. Ознакомиться с новинкой приехали представители крупных российских компаний - "Воркутауголь", "Сибирская угольно-энергетическая компания" (СУЭК) и Ульяновского машиностроительного завода, а также руководители департамента угольной промышленности Минэнерго РФ. "Виновницу торжества", по традиции, "обмыли", разбив об нее бутылку шампанского, а затем оператор на глазах гостей продемонстрировал агрегат в действии. Несмотря на то что опытные испытания еще не закончились, КМ1000 уже сейчас получила высокую оценку со стороны потенциальных заказчиков. ДЛЯ УЗЛОВСКИХ машиностроителей нынешняя презентация - событие значимое. Руководство завода надеется, что их новинка будет востребована горнодобывающими предприятиями, и в первую очередь компаниями "Воркутауголь" и "СУЭК". Сотрудничество с этими "монстрами" угольной промышленности откроет узловским машиностроителям дорогу на перспективный рынок - Сибирский угольный бассейн. Узловский машиностроительный завод - крупнейшее в России предприятие по производству и поставке высокоэффективного горнодобывающего и подъемно-транспортного оборудования. УМЗ специализируется на выпуске очистных механизированных комплексов для подземной добычи угля на пластах мощностью 1,2-4,7 м; мостовых электрических кранов общего назначения и специальных грузоподъемностью 1-50 т; мостовых однобалочных подвесных и опорных кранов грузоподъемностью 1-10 т; ленточных конвейеров с шириной ленты 500-2000 мм и многом другом. В свое время продукция узловских машиностроителей была известна не только в России, но и за рубежом. Коллектив завода ежегодно выпускал до 1600 мостовых кранов, 500 козловых кранов, 400 ленточных конвейеров, 120 механизированных комплексов. Узловские краны и комплексы поставлялись более чем в 30 стран мира. Как и подавляющее большинство российских предприятий, с переходом экономики на рыночные рельсы завод столкнулся с огромным количеством принципиально новых проблем. Одна из них - падение спроса на горнодобывающее оборудование. Причина последнего - спад объемов производства в угольной промышленности. Сказался и тот факт, что в конце прошлого века основная часть шахт перешла в частные руки. И большинство новых владельцев вместо того чтобы вкладывать средства в модернизацию предприятий, напротив, выжимали из них все, лишь бы извлечь сиюминутную прибыль. Кризис, в котором оказалась угольная отрасль, не мог не отразиться на работе смежников. Для узловских машиностроителей он обернулся потерей традиционных рынков сбыта. Парадокс: на большинстве шахт до сих пор продолжают эксплуатировать оборудование УМЗ, выпущенное еще в советские времена, но о том, что сам завод не только работает, но и готов предложить новинки, горнодобытчики не знают. Прорыв на Кузбасс ДВА РОДА НАЗАД на ОАО "КРАН-УМЗ" пришла новая команда управленцев во главе с генеральным директором Владимиром Бычковым. В числе первоочередных задач на ближайшее время были обозначены следующие - вернуть заводу лидирующие позиции, расширить рынок сбыта горнодобывающего оборудования и главное - вернуться на рынок Кузбасса. Задача была не из простых. На пути в Кузбасский угольный бассейн стоял мощный заслон в лице такого гиганта, как Юргинский машиностроительный завод. Сегодня это предприятие практически "подмяло" под себя всю Кемеровскую область. Однако руководство УМЗ не теряло надежд. Узловские машиностроители имели важное преимущество - научный потенциал. Завод работает в тесном сотрудничестве с Подмосковным научно-исследовательским и проектно-конструкторским угольным институтом (ПНИУИ), а также с ПКИ "Крангормаш" и "Гипроугольмаш". В то время как большинство предприятий аналогичного профиля ограничивались серийным производством уже готовых моделей, на узловском машиностроительном разрабатывали новые. И сейчас на отгрузочной площадке УМЗ редко можно увидеть несколько "однотипных" моделей, будь-то кран или комплекс для горнодобывающей промышленности. Любая техника на заводе проектируется и производится на основе маркетинговых исследований со строгим учетом индивидуальных требований заказчика. Позитивные сдвиги в борьбе за Кузбасс наметились, когда в апреле на завод прибыла большая делегация из Кемерово. Визит стал итогом многочисленных командировок руководства УМЗ и его специалистов на здешние шахты. После знакомства с заводом и его продукцией сторонам удалось заключить контракт на поставку комплекса типа КМ 800 на шахту "Углекоп" в Кузбассе. А еще через год оборудование с маркой УМЗ появилось на шахте "Заречная". С этих двух заказов и начался прорыв узловских машиностроителей на рынок Кузбасса. В тройке лидеров НА ЗАВОДЕ не собираются останавливаться на достигнутом. В планах руководства - продолжить экспансию на Кузбасс, а также постараться выйти на другой перспективный рынок - Воркутинский угольный бассейн. Покорить Сибирь узловчане намерены с помощью очередной новинки. Механизированная крепь КМ 1000 - предмет особой гордости заводчан. По техническому уровню и ресурсу работы данная машина превосходит предыдущие модификации крепей КМ 500 и КМ 700/800. Ее можно использовать в угольных пластах мощностью в 5,2 метра, добиваясь при этом добычи - более 5 тысяч тонн топлива в сутки. До сих пор крепи с такой мощностью выпускали лишь иностранные производители - поляки и немцы. При этом цены на импортные аналоги машины в несколько раз выше той, что предлагают сегодня узловчане. В случае успешного внедрения в производство КМ 1000 ОАО "КРАН-УМЗ" займет третье почетное место в списке мировых производителей по данному виду оборудования. Шансы получить путевку в жизнь у новинки достаточно велики. Итоги демонстрации КМ 1000, на которую специально были приглашены руководители предприятий-потенциальных заказчиков "Воркутауголь" и "СУЭК", показали: узловская разработка "угольных генералов" заинтересовала, и не исключено, что уже в ближайшее время завод получит от сибиряков крупный заказ. Речь идет о контракте в несколько сот миллионов рублей. Большие надежды на КМ 1000 сегодня возлагает и руководство департамента угольной промышленности Минэнерго РФ. По словам заместителя руководителя департамента Сергея Козлова, который с самого начала курировал данный проект, в последнее время в угольной отрасли отмечается оживление. Как известно, не так давно правительством была одобрена стратегия развития угледобывающей промышленности. Начал пересматриваться топливно-энергетический баланс страны - доля угля в нем возрастает. Становится актуальной и проблема оборудования для горнодобывающей промышленности. Спрос на нее будет расти. При этом ставка делается именно на отечественное оборудование, в том числе и производства узловского машзавода. Сегодня на рынке горнодобывающего оборудования тон по-прежнему задают в основном иностранцы. Отечественным производителям остается лишь одна возможность выстоять в конкурентной борьбе - предложить потребителям более качественную продукцию по более приемлемой цене. В этом плане узловские машиностроители, безусловно, сделали шаг вперед. Более того, сегодня руководство завода предлагает объединить усилия отечественных производителей и создать наш, российский механизированный комплекс. С этой целью сейчас ведутся переговоры о сотрудничестве с ульяновским машиностроительным заводом, который в числе прочей продукции производит и шахтные комбайны. Узловские машиностроители не скрывают, что будущее завода во многом зависит от развития угольной отрасли. И они верят в перспективы своего предприятия. "Будут заказы, будем работать, - говорит коллектив УМЗ. - А значит, будем нормально и жить".