Результаты опытных перегрузок минеральных удобрений на первой очереди сдаточного комплекса Николаевского калийного терминала ЗАО «НИКА-ТЕРА» представлены как одна из новых форм работы санэпидслужбы по улучшению экологической и санитарной ситуации при перегрузках опасных и вредных грузов.
Работа была начата в соответствии с письмом ЗАО «Ника-Тера» и программой опытной перегрузки, согласованной со всеми заинтересованными инспекциями и службами, в том числе и Государственной инспекцией охраны Черного моря. Лабораторные исследования проводились токсикологическим отделением Черноморской бассейновой СЭС при активном участии Николаевской портовой санэпидстанции.
Перегрузке предшествовала разработка и согласование временной технологической документации на перегрузку минеральных удобрений на первой очереди пускового комплекса калийного терминала ЗАО «Ника-Тера». Были учтены экологические и гигиенические требования к методам и способам перегрузки минеральных удобрений.
Опытная перегрузка была рассчитана на 30 тыс. т хлористого калия и сульфата аммония, ее целью было испытать оборудование под нагрузкой, проверить наработки навыков и способов проведения погрузочно-разгрузочных работ, изучить санитарно-гигиенические и экологические проблемы, которые могут вызвать процессы перегрузки хлористого калия и других минеральных удобрений на первом пусковом комплексе Николаевского калийного терминала ЗАО «Ника-Тера».
Опытная перегрузка минеральных удобрений предусматривала проведение работ по следующим технологическим схемам: по варианту «вагон — склад«; по варианту «вагон — судно«; по варианту «склад — судно». Результатами работы явились технические, технологические и санитарно-гигиенические мероприятия по предупреждению или значительному уменьшению неблагоприятного воздействия на окружающую среду и организм работающих вредных и неблагоприятных производственных факторов процессов перегрузки и хранения минеральных удобрений.
Всего перегружено по программе опытной перегрузки 28 800 т хлористого калия и сульфата аммония по всем указанным вариантам перегрузки. Перегрузка осуществлялась современными методами по закрытым конвейерным галереям с использованием современной новой судо-погрузочной машины. Производилась круглосуточно в три смены, при работе в смене по 7-8 докеров. В контакте с пылью хлористого калия было около 30 человек.
Было произведено и исследовано 90 проб. Результаты санитарно-гигиенических анализов воздуха рабочей зоны показали, что в 61 пробе (68 %) пыль ниже предельно допустимой концентрации (ПДК). На рабочих местах обнаружено в 19 пробах (23 %) содержание пыли выше допустимых санитарно-гигиенических норм, что ставит процесс перегрузки хлористого калия в разряд неблагоприятных навалочных грузов, способных вызывать ухудшение санитарно-гигиенической обстановки на рабочих местах в процессе перегрузки.
К наиболее неблагоприятным по пылевому фактору рабочим местам при перегрузке хлористого калия и сульфата аммония следует отнести рабочие места докеров на станции разгрузки вагонов, докеров, занятых на процессах контроля работы всей технологической цепочки, в первую очередь, на участке приемных бункеров СРВ, где зарегистрирована самая высокая концентрация пыли хлористого калия —51,05+7,71 мг/м3. Значительное превышение запыленности объяснялось негерметичностью производственного оборудования (металлоконструкций приемного бункера на СРВ).
На станции разгрузки ж/д вагонов содержание пыли на всем протяжении перегрузки оставалось на высоких цифрах — средняя 14,23+1,57 мг/м3. На рабочих местах докеров у причала концентрация пыли не превышала ПДК и по мере удаления от источника пылеобразования приближалась к фоновым концентрациям. За весь период круглосуточного проведения мониторинга года на калийном терминале не было отмечено случаев загрязнения пылью прилегающих зон, а также водного пространства вокруг судна и на причале.
При пробных запусках конвейерных лини и были отмечены случаи технологических аварийных россыпей минеральных удобрений в закрытых галереях. Они не имели существенного влияния на санитарно-гигиеническую и экологическую обстановку на калийном терминале и вокруг него. При анализе случаев обращений за медицинской помощью докеров и при опросе в процессе перегрузки и после работы не отмечалось жалоб на воздействие пыли хлористого калия как среди докеров, контактирующих с грузом, так и среди других портовых рабочих.
Таким образом, погрузка минеральных удобрений в процессе опытной перегрузки производилась в рамках требований временной технологической инструкции перегрузки, что практически исключило случаи загрязнения атмосферы причала минеральными удобрениями. Однако выявлен ряд нарушений «Государственных санитарных правил и норм для морских и речных портов» N 7.7.4.-046-1999. Для их устранения были предложены санэпидслужбой и выполнены ЗАО «Ника-Тера» следующие мероприятия: реконструкция накрытия над вагонной весовой станцией разгрузки вагонов с целью уменьшения загазованности при работе энергетической установки тепловоза во время разгрузки вагонов; покрытие демпфирующим материалом рукоятки подвесных рельс по выбивке груза с вагонов. Для устранения пылевыделения необходимо герметизировать места соединений металлоконструкций приемных бункеров на станции разгрузки вагонов, провести реконструкцию системы щеток по очистке ленточных конвейеров. А кроме того, провести целый ряд мероприятий для того, чтобы как можно более обезопасить и рабочих, и окружающую среду.
На основе положительных результатов начального этапа было предложено согласовать следующий этап опытной перегрузки минеральных удобрений на Николаевском калийном терминале по варианту «судно — вагон — склад».
Результаты проведенных опытных перегрузок, их проблемы и недостатки, а также результаты лабораторных исследований должны стать достоянием всех заинтересованных инспекций и служб.
Такие данные должны быть положены в основу разработок методических рекомендаций, методических указаний, санитарных правил и строительных норм и правил и других нормативных документов.