ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА ПОЗАДИ. ЧТО ЖДЕТ РОССИЮ ВПЕРЕДИ?
Первые шаги "новой власти"
Завершилась президентская кампания в России. Официальные средства массовой информации с подачи Центризбиркома на весь мир шумят о том, что прошедшие выборы в России были самыми важными, самыми главными, что они объективно показали реальное отношение, избирателя к кандидатам в президенты, что подтвердился высокий рейтинг Путина, что ему нет и не могло быть равных. Но даже сопоставление фактов о том, как была организована избирательная кампания, какова реальная картина голосов, отданных за президента (по результатам, сообщенным Вешняковым), свидетельствует о далеко не триумфальной победе Путина.
По сути, не признав нарушений в избирательной кампании Путина, председатель Центризбиркома дал явно понять, что избирательный закон должен толковаться только так, как это выгодно самому Путину.
И все же устроителям выборов, явным апологетам президента Путина не удалось до конца выполнить намеченное. Даже при натягах Вешнякова процент явки на выборы составил 64%, а более 50% избирателей страны не посчитали нужным высказаться за кандидатуру действующего президента. Он набрал менее 45% от общего числа избирателей России, или 49 млн. из 109 млн. избирателей.
По самым менее чем скромным оценкам чиновников ОБСЕ они вынуждены признать "отсутствие состязательности" на выборах, что государственные СМИ "создавали более благоприятные условия лишь для одного кандидата".
За всю избирательную кампанию Путин, в отличие от других кандидатов, ни разу не обратился к избирателям, ни слова не сказал о своей программе. И если даже у кого-то возникнут вопросы, почему высшая власть не выполняет свои обещания, он вправе ответить, что никому ничего не обещал. И действительно, реальной программы президента, по которой он собирается развивать Россию, никто не видел. И если бы не заявление одного из руководителей "Единой России" Богомолова в известном телешоу С. Шустера, многие бы до настоящего времени не знали, что в России президент и "единороссы", оказывается, создают "постиндустриальное общество" по рецептам давнишних врагов советского государственного и общественного строя.
А неожиданное для многих политологов число избирателей, проголосовавших за кандидата от КПРФ Н.М. Харитонова, значительно обошедшего других кандидатов, свидетельствует об отрезвлении электората Компартии, о все большем понимании в обществе того, что на сегодняшний день КПРФ является не только ведущей оппозиционной партией, но и единственной оппозиционной силой в России.
И тем не менее народ вновь получил режим, который собирается "довести до конца" те реформы, которые не только не спасут Россию от кризиса, но и еще больше усилят ее вассальную зависимость от "забугорных" партнеров, ничуть не заинтересованных в том, чтобы наша страна восстановила свое престижное место как великая и мощная держава мира.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ?
Как известно, до начала выборов президент сделал беспрецедентный шаг - до своего избрания на новый срок отправил в отставку старое и назначил новое правительство России.
При горячей поддержке думского большинства был утвержден представленный Путиным новый премьер М. Фрадков, который в кратчайший срок подобрал, а президент назначил обновленный состав правительства.
Началась так называемая реформа высшей исполнительной власти, одним из направлений которой является значительное сокращение чиновничьего аппарата. Казалось бы, такие действия надо приветствовать.
Но на деле эта задача пока только обозначена. Вместо объявленных 32 министров на самом деле министерские кресла занимают 54 человека. Почти все прежние руководители министерств после "реформирования" остались, по сути, на тех же постах, находятся в тех же привычных для них креслах и кабинетах, получая те же должностные оклады. Сколько продлится такая ситуация, никто не знает. По крайней мере, по заявлениям М.Фрадкова, он не сторонник менять тех людей, которые имеют опыт работы, в том числе и в прежней структуре.
А назначение на новые министерства Г.Грефа, А.Кудрина, В.Христенко, не сумевших не только вывести страну из глубокого кризиса, но и далеких от проблем, решения которых ждет большинство населения страны, уже само по себе говорит о том, что ждать изменения социально-экономического курса от этого правительства бесполезно.
УДВОЕНИЕ ВВП К 2010 ГОДУ -ЗАДАЧА ИЛИ ПУСТОЙ ЛОЗУНГ?
Удвоить ВВП к 2010 году - такую задачу поставил перед правительством президент Путин.
Но за счет чего будет решаться эта задача, ни президент, ни его окружение не расшифровывают.
И правильно говорят ученые, экономисты, что темпы роста ВВП - сама по себе хорошая идея, но они не могут быть самоцелью. Важно, как и во имя чего решается эта задача, как она повлияет на все экономическое развитие страны. "Прогнозы экономического развития на долгосрочную перспективу, -- отмечает академик Л.Абалкин, - требуют наличия стратегии. А ее у России пока нет. В стратегии темпы роста ВВП - это не цель, а лишь средство. Цель же определяется качеством экономического роста и соответственно качеством жизни".
И если рассматривать задачу, поставленную президентом, с этих научных, объективных позиций, то она выглядит как популистский лозунг.
Экономика страны за годы правления Путина не стабилизировалась и продолжает падать.
Ведущие отрасли промышленности, составляющие не только базовую основу валового продукта, но и всего национального богатства страны, находятся в запущенном состоянии. Так, уровень металлургического машиностроения составляет - 94%, химического и нефтяного машиностроения - 93%, подъемно-транспортного машиностроения - 92, 3%), тракторного и сельскохозяйственного машиностроения - 76, 4% по отношению к 2002 году. Легкая промышленность, непосредственно влияющая на качество жизни населения, "выросла" до уровня 97, 7% к 2002 году.
За последние 10 лет доля России в наукоемком секторе снизилась в 8 раз, отставание от США увеличилось в 40 раз. И за годы правления Путина каких-то сдвигов к лучшему не наступило. В преобладающем сегодня для нашей страны секторе экономики - сырьевом - тоже не все в порядке. И если уповать только на него, решая задачу ВВП, можно серьезно, если не жестоко просчитаться. Если в Советском Союзе продавалось 80 процентов сырой нефти (а добывали ее тогда 60 млн. тонн), то сейчас Россия продает 70 процентов нефти за границу при добыче 380 млн. тонн. Надолго ли хватит для страны и роста ее ВВП нефтяных запасов?
Говоря о проблеме увеличения ВВП, нельзя не учитывать и демографическую ситуацию в стране, интересы будущих поколений. Если сохранится нынешняя тенденция к уменьшению населения России (в 1993 г. оно снизилось на 767, 6 тыс. чел., смертность превысила рождаемость почти на 900 тыс. чел.), то встает вполне законный вопрос: а кому достанется это удвоение?
Нельзя серьезно говорить об увеличении ВВП без должного внимания власти к развитию "реальной" экономики - промышленности, сельского хозяйства, банковского дела, торговли, сферы услуг, улучшения качества жизни всего населения страны, а для этого необходимо последовательно снижать различия в доходах между богатыми и бедными слоями населения, ликвидировать нищету.
Отсюда возникает вопрос о резонности еще одной задачи, выдвинутой Грефом.
ЗА 4 ГОДА УМЕНЬШИТЬ ЧИСЛО БЕДНЫХ В 2 РАЗА
Постановка этой задачи президентом перед вновь назначенным правительством свидетельствует прежде всего о признании высшей властью факта, что значительная часть населения живет в России за чертой бедности.
Правда, цифры, приведенные г-ном Грефом, расходятся с истинным положением в стране. Правительство (Минэкономразвития) считает, что в стране 25% бедных. При этом не называет, кто относится к этой категории. По оценкам же независимых экспертов, на начало 2004 г. в России почти 40% населения проживало на уровне ниже прожиточного минимума.
И если считать "по Грефу", то в стране "бедных" где-то 35-45 млн., а на самом деле эта цифра достигает 60 млн. К концу очередного срока президентского правления Путина предполагается сократить эту цифру опять-таки "по Грефу" - до 17-20 млн., а реально останется 30 млн. (т.е. фактически та же цифра, от которой "пляшет" правительство сегодня).
Путин уточнил срок выполнения этой задачи - 3 года, но Греф, в силу выработавшейся привычки не выполнять точно указания президента, высказался на пресс-конференции о "трудностях", а по существу, о нереальности поставленной главой государства задачи.
Да и сама постановка такой задачи вызывает не просто недоумение, она удивляет своей надуманностью.
Кто, скажем, определял критерии такого показателя, как бедность? Какова его тенденция в связи с лавинообразным ухудшением жизненного уровня большинства населения России?
Думается, что число "бедных" в стране не уменьшится и в связи с постоянным ростом цен и тарифов на товары и услуги. С 1 апреля 2004 г. проезд на транспорте дорожает на 30-40%, а на электричке в Московской области - в 2 раза. Из месяца в месяц растут цены на хлеб, молоко. Только за последние 6 месяцев они выросли более чем в 1, 5 раза. Повышение цен на бензин, тарифов на городской, пригородный и межобластной транспорт неизменно приведет к росту цен на продукты питания, в результате чего они станут в 1, 2-1, 5 раза выше, чем тарифы на транспортные услуги.
Несмотря на хвастливые заявления пропрезидентского окружения о "стабилизации" положения в стране, регулярности выплат пенсий и зарплат (это приписывается Путину как величайшая заслуга), картина выглядит не такой уж благополучной. Задолженность по заработной плате на январь 2004 года в отраслях экономики (без субъектов малого предпринимательства) составила 24, 4 млрд. рублей, в отраслях социальной сферы - 30 млрд. рублей, в других отраслях - 618 млн. рублей. Имеют место факты, когда в течение 2-3 месяцев военнослужащим не выплачивалось денежное содержание. По официальным статистическим данным, в 2003 году из выявленных лиц, совершивших преступления, более половины составляют люди, не имеющие постоянных источников дохода.
Не будут способствовать улучшению социального положения большинства населения и те предложения, которые рассматриваются сегодня правительством и будут представлены Государственной Думе.
СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ - ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ
По такому принципу правительство пытается решить в будущем пенсионную проблему в стране. Известно, что вице-премьер А. Жуков, министры
А. Кудрин и М. Зурабов разработали план налоговой реформы. Согласно этому плану предполагается уменьшить более чем на 6% (с 30, 4% до 24, 15%) ставку единого социального налога (ЕСН), что позволит сэкономить предприятиям 280 млрд. рублей. Эти средства, как рассчитывают авторы плана, пойдут на развитие производства, создание рабочих мест, повышение зарплат.
Но снижение ЕСН повлечет за собой потери бюджета Пенсионного фонда, куда идет значительная часть соцналога. Поэтому правительство предлагает гражданам, которые хотят иметь пенсию повыше, заботиться о ней самостоятельно, работать и после достижения пенсионного возраста - до 70 лет, добровольно отдавая в ПФР 4% своей зарплаты.
В этом случае их пенсия может вырасти до 57%, остальные граждане будут получать 20%и.
При этом правительство под аплодисменты лидеров "ЕР" заявило, что базовая пенсия будет увеличена до 800 рублей. Но они, видимо, не знают, что средний размер пенсии составляет:
В России - 2000 рублей (70 долларов США)
В Венгрии - 170 долларов США
В Хорватии - 300 евро (375 долларов США)
Во Франции - 2000 евро (2500 долларов США)
ВМЕСТО ЛЬГОТ - ДЕНЕЖНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ
Министр финансов А. Кудрин с удивительной настойчивостью добивается отмены льгот у всех категорий граждан, особенно у военнослужащих, ветеранов войн и военной службы, и замены их компенсацией.
Причем сумма этих компенсаций должна составить для ветеранов труда - 300 рублей, для инвалидов, не достигших пенсионного возраста, - 800 рублей, для инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны - 2000 рублей.
Эту идею горячо поддержали на встрече с правительством руководящие чины "Единой России". Выступая на этой встрече, В.Володин заявил: "Если человек будет получать компенсацию, он уже сам будет определять, на что ему тратить деньги - на связь, на зубные протезы или на поездки в автобусе".
Не цинизм ли это и не издевательство над пенсионерами, господа Кудрин, Грызлов, Володин, когда сумма "компенсации", предлагаемой правительством ветерану труда, в том числе и Вооруженных Сил, в 2, 5 раза ниже, чем единый проездной билет в Москве, или равна одной поездке на электричке на дачу в Подмосковье?
ОЧЕРЕДНАЯ АФЕРА ВЕРХОВНОГО
На совещании в Минобороны В. Путин и правительство обнародовали очередной проект обеспечения жильем военнослужащих (офицеров, прапорщиков и других "контрактников", прослуживших не менее 3-х лет на контракте).
Согласно этому проекту, после принятия соответствующего закона, с 2005 года, вводится накопительно-ипотечная система обеспечения жильем людей в погонах.
Предполагается для каждого офицера, пришедшего на воинскую служу с 1 января 2005 г., открывать персональный счет. Молодым лейтенантам планируется начислять в сегодняшних ценах до 30 тыс. рублей в год. Этого, по мнению министра Г.Грефа, достаточно, чтобы за 20 лет приобрести квартиру общей площадью 54 кв. м. Используя выделяемые средства, как заявил В.Путин, офицер уже через 3 года может приобрести квартиру по ипотечной схеме.
Осуществима ли предлагаемая схема? Решит ли она жилищную проблему для военных, которая сегодня является самой острой?
Путин не знает истинного положения дел. Поэтому доводы президента и правительства весьма сомнительны. Ведь г-н Греф берет в расчет стоимость 1 кв. метра жилья 12 тыс. рублей (400 долларов США), а реально уже сегодня она превышает в среднем по стране 600 долларов, а в Москве и других городах (не "элитное" жилье) - 1000 долларов и выше. И, как сообщают СМИ, стоимость жилья с каждым годом растет.
Сможет ли офицер приобрести жилье, не имея достаточных средств до накопления их на полную стоимость квартиры? По предлагаемой схеме при нынешнем порядке продажи жилья - нет. Он должен вносить свои собственные деньги, а вот возвратит ли их ему государство - вопрос остается без ответа. Равно как и нельзя доверять г-ну Кудрину, который предлагает создать специальный "уполномоченный" орган, через который деньги будут направляться в "доверительное управление". При этом министр финансов заверил, что "бояться военным за свои накопления нечего: ближайшие 20 лет инвестиционный доход будет превышать рост инфляции". Голословные заявления человека, который уже не один раз обманывал военных, сомнительны.
Что касается решения жилищной проблемы более 150 тысяч офицеров, ожидающих сегодня квартиры, которые "не вписываются" в новую схему обеспечения жильем, им придется ждать, пока подойдет их очередь. И здесь, согласно расчетам г-на Кудрина, который официально заявил, что очередь на жилье продвигается по 4 тыс. в год, для получения квартиры всеми военнослужащими, ожидающими сегодня жилья, понадобится не менее 40 лет.
Вот почему назвать это предложение иначе, как очередной аферой, обманом своих подчиненных Верховным Главнокомандующим, нельзя.