Дефектоскопы применяются в путевом хозяйстве для постоянного контроля и обнаружения внутренних дефектов рельсов с целью предотвращения излома рельсов и как следствие крушения поездов.
Подготовка и повышение квалификации дефектоскопистов, а их на ОЖД более тысячи человек, проводится в инженерном центре дороги. На сегодняшний день обучено 287 операторов дефектоскопной тележки и 110 дефектоскопистов подвижного состава.
В настоящее время на дороге эксплуатируются 539 рельсовых дефектоскопов и 13 мобильных средств дефектоскопии: 7 вагонов-дефектоскопов, в том числе 1 магнитный, 1 ультразвуковой.
На дороге применяются съемные дефектоскопы для сплошного контроля (РДМ-22 и Авикон–11), представляющие собой тележку со встроенным регистратором результата контроля, и для ручного контроля сварных стыков (Авикон–02Р и РДМ-33).
С начала 2006 года средствами дефектоскопии проверено 311,4 тыс. км, сообщила служба по связям с общественностью ОЖД.