Покопаться в вопросах авторского и патентного права заставил нас читатель "Вечерки" Андрей Геннадьевич Козусеев. Он обратился в редакцию с вопросом:
"Можно ли считать подделками те товары, которые своей упаковкой сильно напоминают известные, разрекламированные продукты, но на самом деле никакого отношения к ним не имеют?" Мы, естественно, стали просить его привести примеры, которых, как оказалось, у нашего читателя предостаточно. Начиная от стиральных порошков и чипсов и заканчивая сложнобытовой техникой.
Если бы люди посылали в магазин за зубной пастой, маслом и макаронами роботов ,то о ловкачах, делающих деньги на чужом имени, мы бы и не узнали. Роботы гарантированно сумели бы отличить один товар от другого. Но пока за покупками каждый из нас ходит сам. А человек, как известно, в отличие от компьютера, не может запомнить всего до мелочей. И как раз на этой его слабости строится бизнес, паразитирующий на чужой популярности. Товары-клоны не назовешь подделкой: они ведь, как правило, не копируют популярный брэнд целиком, а воспроизводят лишь его характерные детали, которых достаточно для того, чтобы потребитель ассоциировал их с продукцией известной марки.
Конечно, покупатели сейчас не те, что во времена первых коммерческих магазинов, быстро могут понять, что плейер "Aliwa" и кроссовки "Abibas" - наглая подделка "под фирму". Однако в ответ на потребительский опыт матерые коммерсанты, строящие свой бизнес на чужом имени, стали более грамотно подходить к продвижению своих "клонов".
Был даже случай, когда одна компания выпустила на рынок свою косметическую серию под красивым "лесным" названием и по невысокой цене.А буквально через несколько месяцев в магазинах появились крем, шампунь и прочая косметика в очень похожей упаковке и с созвучным "лесу" названием. Но цена у нее была на порядок выше, чем у "оригинала". А так как покупатель зачастую руководствуется принципом: "дорогая косметика - правильная и эффективная", то, естественно, продажи "копии" стали расти и даже обогнали своего конкурента.
Товарный знак-клон изготавливают, даже используя фонетическую имитацию. Потребитель одинаково на слух воспринимает названия "Сан Саныч" и "Сам Самыч", "Макфа" и "Марфа", "Садко" и "Сладко". Список можно продолжать до бесконечности. А покупатель скорее всего и не заметит, что он выбрал не тот товар, о котором слышал в рекламе.
Еще "злоумышленники" (в кавычках, потому что вину их очень сложно доказать через суд) могут зарегистрировать товарный знак с первого взгляда совсем не похожий на оригинал. Но шрифт его будет имитировать полностью; Например, имя Гриша никак не напоминает сигареты "Прима". Но если это имя написать прописными буквами, с наклоном, то получаются очень даже похожие друг на друга слова. То же самое происходит, если одинаковым шрифтом написать "ARIEL" и "APRIL". Сразу и не отличишь одно название от другого.
Если бы хитрые коммерсанты ограничивались фонетическим и шрифтовым имитированием известных брэндов, то было бы полбеды. Но в переводе на язык этикеток и коробок утверждение о том, что человек мыслит образами, означает вот что. В магазине с расстояния одного-пяти метров потребитель запоминает товар по так называемым цветовым пятнам и их расположению. Этим механизмом идентификации товара активно пользуются имитаторы.
Например, одно моющее средство для посуды покупатель узнает по красной крышке и этикетке с каплей и красными буквами. Но стоит только в названии изменить одну или две
буквы - слово будет другое. Но упаковка все равно будет ассоциироваться с первым моющим средством. То же самое происходит и с вышеназванными стиральными порошками. Графические элементы порошка Ariel, похоже, не дают покоя многим производителям бытовой химии. Вращающийся барабан, молекула моющего вещества присутствуют на упаковках многих порошков, которые имеются в продаже.