Новые супермаркеты растут в Волгограде как грибы после дождя. Это, конечно, неплохо - во всем мире сетевые магазины считаются наивысшей формой торговли. Только по форме они, может быть, и верх цивилизации, а вот по сути зачастую остаются все тем же примитивным базаром с его обвесами, обсчетами, обманами...
Какими уловками чаще всего пользуются продавцы и как их обойти, сохранив кошелек в целости, мы попытались разобраться с помощью зам. руководителя Госторгинспекции по Волгоградской области Нины Никитенко.
- Плановые проверки сетевых магазинов мы проводим каждые 2 года, - говорит Нина Николаевна, - и через 3 года после начала предпринимательской деятельности. Внеплановые - по мере поступления жалоб от граждан. Единственный супермаркет, который мы пока не проверяли "за младостью лет", - это "Перекресток". А вот на другие супермаркеты люди жалуются. Больше всего нарушений мы выявляем в сети "Магнит", поменьше - в "Пятерочках" и "МАНах". "Радеж" - где-то посередине по числу жалоб.
Путаница в пиццах
Ситуация N 1. На витринах ценники нагромождены один на другой, причем совершенно не соответствуя расположению товара на витрине. Провести аналогию продукта и цены невозможно, тем более, когда ценник больше похож на шифровку - "Фрик. свежм. Новин." - или оформлен в виде маловразумительной таблицы. Покупаем пиццу за 28 рэ, а на кассе пробивают 40 рублей. Естественный вопрос - в чем... собс-но... дело? Менять товар, тем более отстояв в час пик приличную очередь, мало кто станет...
Реакция продавца: "Вы сами все перепутали! Будьте внимательнее - у нас ассортимент очень большой".
Ситуация N 2. Ананас за 100 рэ (согласно ценнику) пытаются продать за 150.
Реакция продавца: "Я же не сама цену придумала, мне компьютер считает. Это ДРУГОЙ ананас, а новый ценник не успели повесить. Ну что мы, роботы? "
Ситуация N 3. Вы "затарились" по полной программе. На кассе насчитали 900 рублей - больше ожидаемого рублей на 100. Позже обнаруживается, что в чеке пробили вместо 3р 20к. несколько раз по 32 рубля.
Реакция продавца: "Ой, извините. Я чего-то там рукой задеваю и вот такое получается", - и как правило деньги возвращают. Но чаще уставший после работы (а иногда и после чрезмерного "отдыха") покупатель обмана не замечает...
Ситуация N 4. На кассе вместо одной банки сока "случайно" пробили две.
Реакция продавца: "Простите, но безналичный расчет в обратном порядке я не могу провести. Может, правда, возьмете еще один сок? (подтекст: что вы, жлоб? )"
Ситуация N 5. Творожный сырок за 4, 50 на кассе вдруг стал стоить 16 рублей. Покупок много, обман обнаруживается опять-таки не сразу. Как вариант, по слухам, применяется такая уловка - у кассового аппарата наклеивается штрих-код от товара стоимостью 10-50 рублей. Вместе с прочим товаром продавец считывает и его, эта цифра вносится в общую сумму.
Реакция продавца: "Штрих-код случайно переклеился..."
(Все случаи реально произошли в волгоградских супермаркетах).
А дайте-ка жалобную книгу!
- Все эти нарушения действительно имеют место, - подтверждает Нина Никитенко. - Причина большинства жалоб - несостыковки информации на ценниках и в данных компьютера. Бывает, произошла переоценка товара на прилавках, а в машине - все по-старому. Иногда при большом поступлении товара операторы не успевают вносить новую информацию в компьютер. Правда, таких больших расхождений, как в приведенном случае N 2, торговая инспекция не встречала, обычно сумма гораздо меньшая.
Наш совет, возможно, банален - проверяйте чеки. Продавцы тоже люди и могут ошибиться действительно случайно. По логике, кассир на обсчете заработать не может. Процент от выручки он обычно не получает, а сумма за покупку вошла в фискальный документ и должна быть проинкассирована по окончании работы.
В случае неразберихи с ценниками не стесняйтесь обращаться за помощью к оператору зала - это его работа.
Ошибка многих покупателей - они начинают выражать свои возмущения продавцу. А надо идти к руководству магазина, заведующему секцией. Требуйте "Книгу отзывов и предложений" и не забудьте поставить число, время и роспись. Контролирующие органы и руководство магазина их читают - это точно, и меры обязательно будут приняты. Если же ничего не помогает, обращайтесь в Госторгинспекцию. Все указанные нарушения, несомненно, повод для проведения проверки.
Обман в темпе вальса
Между тем у супермаркетов есть множество вполне "законных" способов вас обхитрить. Например, вы замечали, что на уровне глаз и под цветными ценниками "со скидкой" лежат самые дорогие товары? Приемы мерчендайзинга - науки "впаривания" покупателю, казалось бы, ненужных вещей - это вообще разговор особый.
"Бедненько, но чистенько" - главный принцип оформления торгового зала. Разодетые в бархат продавцы и сверкающие золотом витрины неизбежно отпугнули бы покупателей. В целях облегчения кошельков работает и психология цвета. Красный ценник глаз быстрее "выхватывает", поэтому им оформляют товары подороже, в то время как "стабильный" зеленый - основной для отделов известных фирм.
Многие хитрости в супермаркетах научно обоснованны. Например, известно, что люди инстинктивно предпочитают поворачивать направо из-за особенностей физиологии и направления вращения Земли. Пожалуйста - справа от входа вы всегда найдете самые дорогие вещи. Покупай, пока кошелек еще тяжелый! А у кассы, где народ мается-топчется в очереди, размещается всякая завлекательная мелочь - жвачки, печенье, шоколадки в ярких упаковках. Вроде бы, все это не входило в план покупок, глядь - уже держишь в руках какого-то "сахарного поросенка на палочке" и расплачиваешься... Тому же принципу "попутных" приобретений служат узкие проходы между рядами, удобные для образования "пробок". И внутри зала все так устроено, что пока доберешься до дешевой муки, лежащей на нижней полке в самом дальнем углу, пару раз обязательно соблазнишься дорогими круасанами, кексами и т.п.
Самые продвинутые сетевые магазины даже музыку поставили себе на службу. В час пик слышен ритмичный мотивчик - в темпе вальса сметай все с прилавков! А посреди рабочего дня негромко звучат "медляки", и броди себе, наполняй корзинку доверху... И никогда тут не услышишь "блатняк" или "рэп" - они, по сведениям мерчендайзеров, не нравятся среднестатистическому покупателю супермаркета.
Вот и выходит, что кошелек облегчается со скоростью света, но ни административный, ни уголовный кодекс магазины не нарушают. Торговая инспекция тут, сами понимаете, бессильна, и рассчитывать остается только на собственное здравомыслие.