Считать лес надо по бревнышку. Иначе все разворуют
Объем незаконных рубок в России составляет более 1 миллиона кубометров в год
В мае в Иркутской области начали действовать постоянные зоны таможенного контроля по отгрузке леса железной дороге - нововведение призвано перекрыть теневой поток "кругляка" за границу.
Специалисты уверены: новые правила станут "гильотиной" для фирм-однодневок, заготавливающих и вывозящих лес полулегально или в обход существующих правил. Попали, как говорится, в больное место - теневая "лесная биржа" отреагировала моментально: китайские скупщики древесины подняли стоимость каждого кубометра на восемь долларов.
Мы слишком привыкли считать лес нашим богатством. Сегодня реальность говорит об ином: обилие хвойных деревьев на территории Зауралья помогает Китаю оставаться крупнейшим мировым лесоэкспортером, при том, что в Поднебесной объявлен длительный мораторий на рубку собственных лесов.
В иркутской таможне известно: 80 процентов всех правонарушений в лесной отрасли приходится именно на экспорт. Цифра требует комментариев. Например, в 2004 году в Иркутской области начала работать лесная милиция. Штат сотрудников -100 человек. За три месяца работы они сумели зарегистрировать 191 преступление, связанное с оборотом леса, в том числе 188 случаев незаконных рубок. В 141 случае виновные выявлены, изъято 17,8 тысячи кубометров древесины. На самом деле это "капля" в океане бревен, уплывающих за границу. По словам Георгия Трифонова, заместителя главы администрации области по лесному хозяйству и лесоперерабатывающей промышленности (должность появилась лишь месяц назад), сейчас даже нет достоверных данных по вывезенному лесу. Статистика говорит о 10 млн. кубометров, расчеты специалистов из администрации области показывают вдвое больше. "Вне учета" остается около 12,5 млн. кубометров древесины! Оттого "смешны" цифры налоговых поступлений от достаточно крупных лесозаготовительных предприятий области, иные из них за прошлый год заплатили всего-то по 5- 9 тысяч рублей.
Теперь на пути воровства - таможенные зоны. Во-первых, минуя их, просто невозможно отгрузить круглый лес ни за границу, ни в Россию, ни в страны СНГ. Какой лес, откуда, кому и куда ушел - на эти вопросы будут отвечать владельцы таможенных зон. На них же лежит полная ответственность за все заключенные контракты.
В самом ближайшем будущем на постоянных зонах таможенного контроля создадут базы электронного учета лесоматериалов. В электронную базу данных будут вносить всю информацию о каждом бревне: кто и где заготовил, длину, диаметр, объем. Чтобы облегчить контроль, на каждое бревно нанесут штрих-код. Таможенники надеются, что электронная система начнет действовать уже в июле. А в среднесрочной перспективе система электронного учета будет начинаться на лесной деляне.
"Так будут раскрыты все поставщики, - уверяет начальник иркутской таможни Георгий Фролов, - кто они, откуда и на основе каких документов заготовили лес. Пластиковая марочка будет вбита в торец бревна, информация автоматически введена в систему учета и таким образом занесена в грузовую таможенную декларацию". И тогда уйти от оплаты налогов никому не удастся.
За то, чтобы наш лес оставался все-таки нашим, а не становился китайским богатством, будет бороться и областная межведомственная комиссия по взаимодействию в вопросах пресечения незаконной заготовки и оборота древесины на территории Иркутской области. У нее достаточно сил: бок о бок с лесниками будут работать правоохранительные органы, пограничная государственная инспекция по карантину растений, налоговики и экологи, подразделения ФСБ, иркутской таможни, железнодорожники. На каждом предприятии, которое занимается экспортом леса, должен появиться свой специалист-контролер лесозаготовительного производства.
А осенью в Приангарье обещают запустить электронную систему учета лесоматериалов "Терминал". Ручной обсчет и учет бревен уйдет в прошлое.