Купленная по случаю бутылка с яркой наклейкой по своей убойной силе может сравниться с "коктейлем Молотова", которым в войну поджигали немецкие танки. И это, увы, не шутка. Из-за отравлений некачественным алкоголем в России ежегодно умирает более 40 тысяч человек - втрое больше, чем погибло в Афганистане.
Вот почему вопросы качества алкогольной продукции остаются в центре внимания Московских властей.
Видимо, в этом есть какая-то злая закономерность: в нашем многострадальном Отечестве социальные потрясения всегда сопровождаются пьяным разгулом. Так, в октябре 1917-го революционная толпа не только свергла правительство Керенского, но и с азартом штурмовала винные запасы Зимнего дворца. В начале 90-х, на гребне "демократической революции", когда решалась судьба Союза, в охотничьем домике в Беловежской Пуще тоже не обошлось без бурного застолья. Если большевики знали, что хлеб и водка - товары политические, и крепко держали хлебную и водочную монополию в своих руках, то их наследники ослабили вожжи. Распад Советской державы, когда государство практически утратило контроль за алкогольной отраслью, был "золотым времечком" для разного рода дельцов и теневиков - "водочных королей": в середине 90-х теневой оборот алкоголя переваливал за 50 процентов.
Москва первой очнулась от похмельной смуты. В 1998 году в столичном регионе -первом из субъектов РФ была введена система идентификации качества алкогольной продукции. Иначе говоря, все партии винно-водочных товаров, поступающие в розничную торговлю, подлежат контролю на предмет их легальности, соответствия ГОСТам и безопасности для жизни и здоровья.
Московская служба алкогольного мониторинга быстро окрепла в организационном и техническом отношениях. В короткий срок была создана автоматизированная информационная система учета движения горячительного товара - прообраз сегодняшнего программно-информационного комплекса "Единая система учета движения алкогольной продукции". Уже тогда через штрих-код на идентификационной марке можно было проследить путь алкогольной продукции, поступающей в Москву, от производителя до потребителя.
За четыре года напряженной работы количество фальсифицированной и некачественной продукции в розничной сети столицы сократилось с 60 до 7 процентов. За бортом потребительского рынка остались более 90 млн. бутылок левого алкоголя. Зато объем производства московских предприятий увеличился в 2, 5 раза, а сумма акцизов, перечисленных в консолидированный бюджет, потяжелела в 5 раз.
Опасность пришла, откуда ее меньше всего ждали. Вступивший в силу в конце 2001 года федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" по сути отменял действующую в Москве систему контроля качества алкоголя. Наступило правовое межсезонье. В течение десяти месяцев федеральное правительство не удосужилось выработать механизм реализации принятого закона в столь значимой отрасли.
Московские власти пять (!) раз обращались к федеральному центру с просьбой ускорить принятие необходимых нормативных актов. Однако руководители федеральных органов оценивали обстановку по принципу "все хорошо, прекрасная маркиза". Лишь в октябре 2002 года правительство РФ выпустило постановление, в котором определены требования выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядок выдачи региональных специальных марок. С учетом московского опыта часть контрольных функций, выполняемых ранее федеральным Министерством по налогам и сборам, была передана регионам.
Москва - единственный субъект России, который взял на себя ответственность за изготовление региональных спецмарок, наличие которых означает, что данная продукция отвечает установленным требованиям качества и безопасности. Без таких марок торговля алкоголем на территории столицы признается незаконной со всеми вытекающими последствиями. С июля 2003 года было изготовлено 250 млн. марок - в бюджет города поступило 298 млн. рублей.
Теперь в Москве три вида региональных спецмарок -новые, имеющие 30 элементов защиты, и те, что выпускались в 2001 и 2003 годах. Ясно, что этот разнобой существенно снижает эффективность контроля на алкогольном рынке и как следствие ведет к оживлению теневого оборота. Ведь даже те организации, которые имеют акцизные склады в Москве, сокращают легальный заказ спецмарок. Если в 2001 году заказ составлял 339 млн. штук, то в 2003-м - 197 млн. (сократился на 42 процента). И сейчас не больше.
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, на чьи плечи возложена многотрудная работа по координации качества алкогольной продукции, давно подготовил проект распоряжения, согласно которому маркировка региональными марками старого образца должна быть прекращена. Но федеральные налоговые органы против. Такое впечатление, что для кого-то интересы хозяев акцизных складов дороже, чем здоровье сограждан.
Минздрав предупреждает, но наш народ пил, пьет и, судя по всему, будет пить много. Каждый божий день в Москве только через розничную торговлю продается около 1, 5 млн. бутылок спиртного. Потребление водки и ликероводочных изделий на каждого москвича составляет 23 литра в год, вина - 10 литров. А вот качество спиртного, которое попадает в торговую сеть, по-прежнему оставляет желать лучшего. Есть тут сугубо криминальный аспект, связанный с подпольным алкогольным бизнесом. Нередко и такое, когда в погоне за легкой прибылью недобросовестные виноделы вместо питьевого спирта используют более дешевые и губительные для здоровья синтетические спирты. Но даже там, где работают на совесть, не всегда получается вино, отвечающее установленным стандартам. Ведь на качество благородного напитка влияет множество факторов - от качества винограда до неурядиц на винодельческом предприятии.
Сегодня в Москве насчитывается 163 организации, учредившие акцизные склады, куда поступает винно-водочная продукция из 46 регионов России. Всего же поставку алкогольной продукции в торговую сеть столицы осуществляют 395 аккредитованных организаций. Тут, понятно, необходимы строгий учет и контроль. К сожалению, до сих пор вопросы финансирования научно-исследовательских разработок по проверке качества и безопасности алкогольной продукции решаются со скрипом - все это, считают московские специалисты, должно быть четко прописано в федеральном законе, регулирующем алкогольную отрасль.
Скажем спасибо людям, работникам городских и федеральных надзорных органов, которые стоят на страже нашего здоровья - совместными усилиями защищают потребительский рынок столицы от фальсифицированного и некачественного алкоголя. Только за прошлый год было снято с реализации более 2 млн. бутылок опасного зелья; изъято более 100 тысяч поддельных региональных специальных марок; пресечена деятельность 32 нелегальных цехов по производству и розливу алкоголя; отозваны аттестаты аккредитации у 161 организации; лишены статуса акцизного склада
36 организаций; удалены с рынка более 2, 5 тысячи предпринимательских структур, работавших незаконно или с нарушениями правил и норм. Возбуждено 390 уголовных дел, по 777 правонарушениям закончено расследование, и материалы по ним переданы в суд. Возмещен ущерб на сумму 159 млн. рублей, что в 3, 5 раза больше, чем в 2002 году. Не менее острая проблема - контроль качества алкогольного импорта. Как ни странно, в соответствии с Налоговым кодексом РФ режим акцизного склада применяется только к алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации. Не без усилий федеральных лоббистов импортному алкоголю открыт самый широкий доступ на российский рынок - фактически без проверки качества, без маркировки, лишь по декларации импортера. Таким образом, алкогольный импорт реализуется в другом правовом поле в ущерб отечественному производителю. Хотя ни для кого не секрет: качество многих импортных напитков, в первую очередь это касается молдавских, грузинских вин, не соответствует российским нормам.
Поставка алкогольной продукции в Москву из стран ближнего зарубежья за последние два года увеличилась в три, а из стран дальнего зарубежья - в два раза. Но пора, наконец, уважать самих себя. Нельзя пить завезенную из-за кордона бормотуху, место которой в канализации.
Недавно в столице проходила представительная научно-практическая конференция по проблемам алкогольного бизнеса. Ее участники, ведущие специалисты отрасли, единодушно высказались за то, чтобы внести соответствующие поправки в федеральное законодательство - алкогольный импорт также должен проходить через наши акцизные склады. Правила игры на алкогольном рынке одинаковы для всех.
Опять отличились "спецы" из ведомства Германа Грефа. Мотивируя свою инициативу перспективами вступления России в ВТО, предлагают упразднить контроль алкогольной продукции, поступающей в Россию по импорту. Похоже, экономическая смердяковщина наших либералов не знает границ.
Очередной "сюрприз" могут преподнести российские думцы. Госдумой прошлого созыва в первом чтении приняты такие изменения и дополнения в действующий закон, которые предусматривают отмену прав субъектов Федерации по проведению специальных защитных мер и контролю в сфере алкогольного бизнеса. Принятие таких поправок не только сводит на нет всю работу московских властей, но и грозит полной дестабилизацией алкогольного рынка страны, что означает возврат к хаосу и анархии начала 90-х годов. Обо всем этом недвусмысленно сказано в обращении, которое мэр Москвы Юрий Лужков направил в адрес председателя Государственной Думы.
Позиция властей столицы твердая: при сегодняшних реалиях экономики переходного периода ни в коем случае нельзя ослаблять государственный контроль за производством и оборотом алкогольной продукции как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эта позиция, без сомнения, близка и понятна каждому здравомыслящему человеку.