С тех пор как изменился вектор общественного развития страны, россиянам пришлось столкнуться с множеством доселе неизвестных проблем, которые у нас вызывают растущее беспокойство. Пожалуй, наибольшую тревогу и страх вызывает проблема личной безопасности в связи с волной слепого, жестокого, зоологического насилия, порожденного террористами. От их действий не застрахован никто ни в одном городе России. Чем вызвано к жизни это явление? Как поставить ему предел? Об этом мы беседуем с председателем комитета Госдумы по делам ветеранов генералом армии Николаем КОВАЛЕВЫМ, делом всей жизни которого была борьба с экономическими преступлениями и терроризмом.
- Николай Дмитриевич, не так давно в Госдуме во время парламентских слушаний, посвященных проблемам законодательного обеспечения борьбы с терроризмом, прозвучали тревожные цифры. Только в минувшем году в России совершен 561 теракт. Это в полтора раза больше, чем годом раньше.
- В данном случае речь идет лишь о злодеяниях, спланированных и осуществленных бандитами из Чечни, которые развязали войну против российской государственности. А как, скажите мне, классифицировать заказные убийства, разбойные нападения с применением стрелкового оружия и взрывчатки? Это те же преступления террористического характера. Согласно данным ВНИИ МВД, в прошлом году на территории страны совершено более 8 тысяч 700 подобных преступлений. Так что в действительности криминальная ситуация на порядок хуже. Безопасность людей оказалась на предельно низком уровне.
- Судя по всему, за последние десять лет страну накрыло такой волной терроризма, с которой силовые структуры не в состоянии совладать?
- Не совсем так. Силовые структуры предпринимают огромные усилия, чтобы не допустить терактов на территории страны. Выявляются источники и каналы финансирования бандформирований и преступных группировок, причастных к актам насилия. В отношении подозреваемых лиц и подконтрольных им коммерческих структур проводятся оперативные мероприятия. И, как итог, в минувшем году были раскрыты десятки терактов, спасены тысячи человеческих жизней.
- И тем не менее количество терактов, совершенных на территории страны, на убыль не идет. Почему?
- Для того чтобы это понять, обратимся к событиям десятилетней давности. Тогда, в эпоху первоначального накопления капитала и дележа общественной собственности, многим приватизаторам сильные и дееспособные правоохранительные структуры очень мешали. Поэтому их намеренно и целенаправленно разваливали. Путем деления, расформирования, реформирования.
Невосполнимые потери понесли также органы внутренних дел и прокуратура. Оттуда ушли многие профессионалы. И все это произошло именно в тот момент, когда в стране резко возросло число преступных группировок, а чеченские сепаратисты и их международные пособники развязали террористическую войну против российского общества.
Чтобы эффективно противодействовать террористам, следует восстановить былую мощь силовых структур.
- Что, на ваш взгляд, нужно сделать для того, чтобы уже в недалеком будущем была сбита волна насилия?
- Прежде всего, от затянувшихся разговоров о создании эффективной национальной системы противодействия терроризму следует перейти к практическим действиям. Например, обеспечить надлежащий государственный контроль за изготовлением, хранением взрывчатых веществ и оружия. Не секрет, что многие теракты стали возможны, в первую очередь, потому, что государство в определенный момент не сумело обеспечить надлежащее хранение смертоносных веществ и оружия.
К тому же до сих пор не налажено маркирование взрывчатки.А между тем во многих странах Запада это стало делом обычным и привычным, а также довольно эффективным в борьбе с терроризмом. После взрыва по маркировке, которая остается целой, довольно быстро удается установить происхождение смертоносного заряда. Это значительно облегчает следственные действия.
Вот сейчас столичные власти собираются установить антитеррористическое оборудование в московском метро: систему теленаблюдения, металлоискатели перед турникетами. Это обойдется налогоплательщикам в 2, 5 миллиарда рублей. С теленаблюдением ясно. Опытный специалист способен вычислить в толпе преступника и предупредить службу безопасности. А с металлоискателями не все ладно. Они реагируют на все: и на пряжки ремней, и на связки ключей, и на сотовые телефоны... Таким образом, будет парализована работа станций метро. На процесс досмотра уйдет уйма времени. Но при маркировке взрывчатки запаховым идентификатором этого можно будет легко избежать.
Впрочем, уже давно пора решить проблему создания единой системы маркировки взрывчатых веществ, боеприпасов и оружия во всех странах СНГ. Не помешал бы и общий банк биометрических данных на лиц, причастных к террористической и иной противоправной деятельности. Между прочим, по такому пути пошли государства Единой Европы. И не прогадали.
Думаю, уже давным-давно по силам государству поставить предел распространению идей терроризма и экстремизма в печатных и электронных СМИ, а также в сетевых источниках информации. Что греха таить, некоторые российские средства массовой информации весьма настойчиво представляли чеченских террористов эдакими робин гудами. Охотно брали у них интервью, постоянно их показывали в прямом эфире, характеризуя как честных и благородных людей. Правда, в последнее время наступило некоторое отрезвление. Уже гораздо меньше фактов безудержного восхваления террористов. И все же у бандитов, сеющих смерть, еще хватает добровольных помощников в печатных и электронных СМИ.
А как расценить то, чем нас до сих пор усердно потчуют телеканалы? В художественных телепередачах главный герой и хозяин нынешней жизни -бандит. За его действиями, затаив дыхание, следят миллионы россиян. Ему они сочувствуют и сопереживают. Так формируется притерпелость к криминальному миру, который нас окружает. Разговоров о том, что с романтизацией СМИ бандитской жизни нужно решительно покончить, было немало. Однако реальных действий, по сути дела, не последовало.
Никак в нашей стране не удается перевести в практическую плоскость еще одну задумку: обязать производителей выпускать только такие средства связи, которые оснащаются системами прослушивания с последующей их передачей на контроль силовым структурам. Это позволит оперативникам довольно эффективно применять ныне существующие системы оперативно-разыскных мероприятий для прослушивания телефонных, сотовых, пейджинговых сетей и Интернета вне зависимости от форм собственности.
- Боюсь, Николай Дмитриевич, что вас не поймет российская общественность. Больше того, расценит все это как вмешательство в частную жизнь граждан страны.
- Не поймут сторонники безудержных либеральных свобод. Но таких людей, уверен, в России не так уж много. Основная масса россиян, думаю, уже давно осознала, что в борьбе с терроризмом без некоторого ограничения прав и свобод не обойтись. Это уже давно поняли во многих странах Запада. Там совершенно спокойно относятся к действиям государственных силовых структур, которые с помощью технических средств довольно эффективно противодействуют терроризму.
- Что еще в нормотворческом плане депутатам Госдумы нужно сделать для создания действенного антитеррористического законодательства?
- Убежден, если с умом будут использованы законотворческие наработки прежнего состава комитета Госдумы по безопасности, то эффективное антитеррористическое законодательство может появиться уже к концу нынешнего года. Так, на днях нижней палатой парламента страны приняты поправки в УПК. Согласно изменениям подозреваемых в причастности к теракту можно будет задерживать на 30 суток вместо прежних 10. Ведь практика показала, что в короткие сроки чрезвычайно сложно собрать необходимые данные для предъявления обвинения возможному террористу.
На очереди - инициированный мной и рядом депутатов Госдумы третьего созыва законопроект о внесении в ряд федеральных законов изменений и дополнений, предусматривающих государственную дактилоскопическую регистрацию. Он позволит усовершенствовать систему проверки обоснованности выдачи физическим лицам лицензий на приобретение оружия.
И не только. Можно будет создать общероссийский банк отпечатков пальцев, который значительно облегчит работу по выявлению преступных сообществ, а также подозрительных лиц, активно перемещающихся по территории страны.
Уже рассмотрены в первом чтении предложенные нами поправки в два федеральных закона - "О средствах массовой информации" и "О борьбе с терроризмом". Они запрещают цитирование любых высказываний террористов, экстремистов и иных лиц, препятствующих осуществлению контртеррористических и иных операций, пропагандирующих или оправдывающих сопротивление представителям государственной власти. Надеюсь, с их введением в действие будет покончено с распространением идей терроризма и экстремизма в печатных и электронных СМИ, а также в компьютерных сетях.
- Законотворческие усилия депутатов должны находить у российского общества понимание и поддержку. Но, похоже, с этим дело обстоит неважно. Скажем, не так давно столичные парламентарии приняли вполне безобидный закон "Об общественных пунктах охраны правопорядка в городе Москве". Так вот, его тут же окрестили "законом о стукачах".
- Думаю, здесь, как всегда, постаралась пресса. Это полезный документ, побуждающий москвичей позаботиться о собственной безопасности и более активно участвовать в охране правопорядка. Но так уж у нас повелось. Любые попытки государственных структур призвать граждан озаботиться собственной безопасностью воспринимаются как возврат к практике доносительства.
На мой взгляд, это самая тяжелая проблема. Можно увеличить финансирование спецслужб, можно принять антитеррористическое законодательство, но без изменения общественных умонастроений, без избавления от "синдрома 30-х годов" победу над терроризмом вряд ли удастся одержать.
Судите сами: в Израиле больше половины предотвращенных терактов - это заслуга простых граждан. Чего, к сожалению, не скажешь о России.
- После событий трехлетней давности в Нью-Йорке и Вашингтоне, подрывных действий экстремистских организаций типа "Аль-Каиды" в ряде стран стало ясно, что терроризм вышел за границы отдельных государств и превратился в проблему международного масштаба. А значит, без объединения усилий на межгосударственном уровне это зло совсем непросто будет одолеть и в отдельно взятой стране.
- Безусловно. Ведь что происходит на протяжении последних десяти лет в той же Чечне? В этом регионе, по сути дела, террористический интернационал ведет войну против России. Он финансируется из зарубежных источников, проходит подготовку в специальных лагерях, созданных на территории других государств. Там же боевики отдыхают и лечатся. А потом они, отдохнув и довооружившись, вновь проникают на территории сопредельных стран, где продолжают сеять смерть и разрушения.
Так что без объединения усилий на межгосударственном уровне никак не обойтись. И кое-чего в этом отношении удалось достичь. На межгосударственном уровне разработано 12 конвенций и протоколов по совместной борьбе с международным терроризмом. Две базовые конвенции - "О взаимной правовой помощи по уголовным делам" и "О пресечении терроризма" - нашим государством ратифицированы. Но это лишь малая толика из того, что нужно было сделать. Считаю, что на межпарламентском уровне необходимо предпринять прежде всего усилия для решения следующих задач:
- унифицировать национальные законодательства государств в области борьбы с международным терроризмом и связанными с ним уголовными преступлениями;
- разработать сводный кодекс поведения государств в борьбе с международным терроризмом, в котором будут прописаны принципы и базовые правила взаимопомощи и взаимодействия в конкретных ситуациях;
- создать межгосударственный объединенный центр, который будет заниматься сбором и анализом информации из всех источников. Это поможет спрогнозировать вероятное направление ударов террористов и будет содействовать урегулированию кризисных ситуаций в национальном и международном масштабе;
- обеспечить беспрепятственный доступ к общим базам данных в реальном масштабе времени. Таким образом спецслужбы сотрудничающих стран станут своевременно получать необходимую им информацию о лицах, подозреваемых в международном терроризме, а также данные по идентификации оружия, взрывчатки и так далее.
- Все это, наверно, чрезвычайно важно и нужно, но вряд ли реализуемо, пока на межгосударственном уровне нет общих подходов в определении терроризма. Например, ряд западных стран считают палестинцев террористами, а вот чеченские боевики для них - борцы за свободу...
- Да, проблема двойных стандартов по-прежнему существует. Но она решаема, поскольку политики разных стран начинают осознавать, что терроризм есть терроризм, в какие бы одежды он ни рядился.