"В условиях глобализации никто не собирается жить в одиночку, за закрытыми дверями", - заявил в среду в Астане президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, подводя итог саммита глав государств Единого экономического пространства (ЕЭП). Перспективы президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины рисовали радужные: зона свободной торговли, упрощение пересечения внутренних границ и даже совместная ракетно-космическая корпорация. Но, как выяснилось, некоторые двери все равно открываются со скрипом.
Саммит ЕЭП предшествует парламентским выборам в Казахстане, назначенным на 19 сентября. Выборы примечательны не только тем, что все прогнозы обещают убедительную победу партии "Отан", поддерживающей курс президента Назарбаева, сколько тем, по каким технологиям будет проходить голосование.
В избирательной кабинке придется общаться не с бумажным бюллетенем, а с вывешенными на стене штрих-кодами, обозначающими партии. Простановку галочки заменят сканеры, наподобие тех, что на кассах в супермаркетах. Точное наведение луча сканера на штрих-код и будет означать состоявшийся выбор. Все - в порядке эксперимента и на ограниченном количестве избирательных участков. А дабы обеспечить сохранность информации, в Астане, например, с 17 сентября запрещаются все земляные работы - чтобы, не дай бог, не повредить кабель.
Сохранность ЕЭП должен обеспечить перечень из 29 документов, которые, как подтвердили президенты, должны быть приняты в первую очередь. В перечень входит ряд мер по таможенному регулированию, обещание перехода на единые условия грузового транзита, облегчение процедуры пересечения внутренних границ гражданами. ЕЭП. До 15 декабря этого года документы должны быть подготовлены, к 1 июля 2005 года президенты планируют их согласовать и подписать. "Да нужно засадить экспертов в Ялте и не выпускать, пока они все документы не напишут", - воодушевлено предлагал коллегам Леонид Кучма (он последний раз участвует в подобных мероприятиях в качестве президента). Но как раз у экспертов особых разногласий нет. Они прекрасно знают список тем, которые по политическим соображениям лучше не поднимать, - даже если экономисты договорятся, президенты все равно этого не подпишут.
Впрочем, в политкорректности случаются срывы: по данным "Известий", Белоруссия пыталась включить в какой-либо итоговый документ саммита обещание не поднимать тарифы на экспортируемые энергоресурсы. Мотивы понятны: поставки газа по-прежнему являются самым серьезным рычагом российского влияния на белорусскую политику. Отказываться от него никто не собирается. Но и устраивать скандал в виде неполного согласия президентов единого пространства не хотелось. Компромисс нашли: обещание не поднимать цены на экспортируемые товары есть, но только в том смысле, что они не поднимутся в результате перехода на взимание НДС по стране назначения. И если между Москвой и Киевом вопрос о таком переходе решен полностью (что для российского бюджета означает потерю примерно $600 млн при экспорте энергоносителей), то с Белоруссией - еще нет. Хотя в среду в Астане главы государств ЕЭП пообещали до конца года и этот вопрос урегулировать, но уже в четырехстороннем порядке. Предполагаемые общие потери российского бюджета- $800 млн (оставшиеся 200 как раз приходятся на Белоруссию). Но, как еще раз подчеркнул Путин, Москва идет на эту жертву совершенно сознательно.
Лукашенко героем саммита не стал, но порой был близок к этому. Во-первых, потому, что ему довольно неожиданно протянул руку поддержки Путин: говоря как раз об НДС, он вдруг напомнил о существовании союзного государства между Россией и Белоруссией (в последнее время московские официальные лица говорить о нем не любят, считая идею фактически похороненной). "Казалось бы, странно: какая может быть страна назначения в объединенном государстве?" - произнес Путин. Некоторое ущемление двухсторонних отношений с Белоруссией при строительстве ЕЭП неизбежно, следовало из его слов, но это вовсе не отменяет статуса Минска как особого и близкого партнера.
Во-вторых, Лукашенко активнее всех нажимал на тему вступления в ВТО. Согласовывать свои позиции на переговорах участники "четверки" обещали давно, но в основном обещанием это и остается. Белоруссия в "четверке" от момента вступления дальше всех, хотя формально эта цель в ее внешней политике значится. И оттого ей больше всех обидно - присоединение остальных к ВТО может поставить крест на многих статьях белорусского экспорта. Оно же будет означать изменение таможенных и тарифных правил в отношениях с Россией. И, по данным "Известий", общаясь с коллегами в узком составе, Лукашенко фактически просил их подождать отстающего. Просьбу свою он по мере сил пытался сдобрить шуткой, называя более продвинутых на пути к ВТО "монстрами". Но ответ ему был не более серьезен: я недавно узнал, говорил Назарбаев, что "монстр" - это по-испански "лучший друг".
И, наконец, необычной оказалась реакция Лукашенко на стандартный, в общем-то, вопрос о перспективах ЕЭП, прозвучавший на итоговой пресс-конференции. Кучма, отвечая на него, говорил об уже состоявшейся победе сторонников проекта над его противниками. Путин заявил, что он предпочитает быть прагматиком, а оттого главной перспективой считает подписание документов, о которых говорилось в Астане. Назарбаев предложил тезис о невозможности жизни за закрытыми дверями. Ответ Лукашенко был шире и касался, кажется, отнюдь не только ЕЭП: "Я боюсь заглядывать в будущее". И дальше: "Но с божьей помощью и с помощью аллаха, я надеюсь, мы сможем реализовать то, что задумали".
***
БОЛЬШЕ ЖЕСТКОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ
Каждый из 29 документов, готовящихся к подписанию в первую очередь, имеет множество "подводных камней". Например, решение об упрощении пересечения гражданами границ, с учетом активизации международного терроризма, требует ужесточения пограничного контроля, а также унификации таможенных правил. Как признал глава Минпромэнерго Виктор Христенко, свободной торговле России с другими странами "четверки" мешают "разные принципы конкурентной политики". Речь идет прежде всего о механизмах субсидирования государством тех или иных отраслей. И с Украиной, и с Белоруссией у России постоянно возникают споры о справедливости ценообразования на те или иные товары. Достаточно вспомнить антидемпинговые расследования по поводу украинского сахара или российских грузовиков. "Надо создать ситуацию, когда антидемпинговые соглашения станут не нужны". - считает Христенко.
Среди готовящихся к подписанию документов есть и закрепляющие основные принципы конкурентной политики. В частности, сельскохозяйственные и промышленные субсидии предполагается предоставлять на основании норм ВТО. Должны стать прозрачнее не только механизмы госпомощи, в том числе косвенной, но и принципы госзакупок. ТАТЬЯНА РЫБАКОВА. Астана
***
Предполагаемые потери российского бюджета - $800 млн. Но, как еще раз подчеркнул Путин, Москва идет на эту жертву совершенно сознательно
***
Эксперты прекрасно знают список тем, которые по политическим соображениям лучше не поднимать. Впрочем, в политкорректности случаются срывы