Интернет-провайдеры обсудили на своей конференции "моду" предстоящего сетевого сезона
Конференция
ПЯТАЯ ежегодная конференция "Состояние и перспективы развития Интернета в России" прошла на прошлой неделе в Подмосковье.
Конференцию проводит Ассоциация документальной электросвязи - это индустриальное объединение крупнейших компьютерных и телекоммуникационных компаний, работающее в тестом контакте с государственными органами, занимающееся разработкой и оценкой законопроектов, стандартов и т. д. С 2000 года эта ассоциация получила статус общественно-государственного объединения. И тот Интернет, которому посвящена конференция, - это вовсе не привычные нам веб-страницы, "аська" и электронная почта. Речь здесь идет в основном об инфраструктурной стороне компьютерных сетей. Условно говоря, провайдеры обсуждают, какие услуги нам будут предлагать завтра. И между спорами об использовании радиочастот рассказывают интересные истории.
Миллиарды маячков
Компьютерные компании предупреждают о грядущем изменении масштабов вычислительных систем. Если сегодня компьютерная сеть работает с многими миллионами устройств, то очень скоро их число может вырасти в тысячу раз. И они активно будут использовать радиоэфир. Откуда же возьмутся эти миллиарды? Например, из-за повсеместного распространения микроскопических радиомаячков. Чипы RFID умеют только одну вещь - получив энергию из радиоволн, созданных считывающим устройством, передать назад свой номер. Эта технология в принципе не нова - она использовалась уже во Вторую мировую войну. Но теперь подобные устройства сумели сделать очень маленькими (полмиллиметра) и очень дешевыми (четверть цента). Прилепив такой "жучок" на каждую упаковку с товаром, можно сильно упростить складской учет. А в супермаркете можно получить счет, не выкладывая товары из тележки. Такая технология на Западе начала распространяться взрывообразным образом - например, производитель бритв закупает 500 миллионов таких устройств, а крупная торговая сеть перестанет работать с поставщиками, которые не поддерживают эту технологию. Компьютерные компании рады - они смогут продать больше серверов и баз данных, чтобы обслуживать учет этих радиомаячков.
Широкополосные развлечения
Нет, речь не о тиграх-мутантах. Под "широкой полосой" телекоммуникационные компании имеют в виду быстрый канал доступа в Интернет, позволяющий передавать большой поток данных на компьютер пользователя. Что за поток? Например, видео. Собственно, нынешнее спутниковое цифровое телевидение так и работает - с орбиты по радиоволнам передается видеокартинка, сжатая по обычному компьютерному алгоритму. И домашняя телевизионная приставка, обрабатывающая данные со спутника,
- это специализированный компьютер. Строго говоря, обычный бытовой ПК может его заменить, если установить соответствующую карту расширения. Только незачем - приставки не так дороги, да и смотреть передачи удобнее на телеэкране, сидя на диване. Но когда говорят о широкополосных развлечениях - имеют в виду интерактивность. То есть идет по подиуму модель - можно кликнуть на ее наряд и получить страничку электронного магазина, где продают это платье. Или выбрать вид с другой камеры в "реальном" шоу. Или самому составить свою телепрограмму, заказав любимые шоу, фильмы и новости. И так далее. Потребность индустрии в таких продуктах высока - провайдеры делают каналы связи быстрее и "шире" - надо же, чтобы у нас был повод платить за них. Но пока таких продуктов немного. В Интернете ведь не привыкли платить за информацию, а создание интерактивных шоу - дело дорогое.На конференции представитель одной из телекоммуникационных компаний объяснил новый подход: широкополосные развлечения - это не Интернет. Каналы связи, может быть, и те же. Но принцип работы и оплаты
- другой. Давайте не будем путать.
Удвоить за три года
А что же порталы? Они говорят, что почувствовали конкуренцию со стороны западных коллег, открывающих русские сервисы. Самая популярная в мире поисковая машина Google давно уже ищет по-русски ничуть не хуже отечественных систем. Предлагает русский поиск и американский портал Yahoo - правда, на этом его русификация заканчивается: если в Америке он стал популярен за счет каталога сайтов, то раскладывать по полочкам русские страницы они пока не хотят. А ради чего американцы тратят силы, разрабатывая русские сервисы? Говорят, число пользователей Интернета в России должно удвоиться в ближайшие три года. Причем рост должен быть обеспечен в первую очередь за счет регионов: если два года назад москвичи составляли 75% пользователей Рунета, то теперь - лишь 56%, и их доля падает. Миллиона два-три пользователей добавят сотовые операторы - чем дешевле будут становиться телефоны с большими цветными экранами, тем больше людей будут носить Интернет прямо в кармане. И все эти потребители будут покупать через сеть товары и услуги. Если раньше аналитики портала Рамблер выделяли три основные области применения Интернета: информация, коммуникация и развлечения, - то в 2004 году добавилась четвертая - электронная коммерция. То бишь интернет-магазины. И не только. На конференции говорили об "экономике внимания", когда компьютерная сеть становится основной структурой корпоративного взаимодействия, ускоряет бизнес-процессы и в итоге способствует повышению ВВП.