Калининград должен расширять свои транзитные возможности
Несмотря на существенное падение перевозок грузов на калининградском направлении, транспортная инфраструктура эксклава продолжает развиваться. О новых проектах в Калининградской области, а также о выгодах и недостатках географического положения самого западного региона страны в интервью "Гудку" рассказал губернатор Георгий Боос.
- Георгий Валентинович, есть ли у области какие-нибудь транспортные козыри?
Калининградский морской торговый порт (КМТП) - единственный не замерзающий на Балтике. У наших соседей в Литве, Эстонии и Латвии порты замерзают, и требуется ледокольное сопровождение для судов.
А вообще, у нас действуют все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный и морской.
Каким образом КМТП может встроиться в существующие транспортные потоки на Балтике? Они, как правило, замыкаются на западноевропейских портах: Роттердаме, Гамбурге...
- Эти порты уже давно задыхаются от растущего грузопотока. Таким перегруженным транспортным узлам давно нужны порты "подскока", сортировочные узлы и логистические центры. Считаю, что назрела острая необходимость в специализированных хабах, разделенных по направлениям, видам транспорта и товаров. Поэтому Калининград может стать надежным партнером Гамбургу и Роттердаму.
- При развитии такого сценария железные дороги потеряют значительные объемы грузов...
- За последние пять лет пропускные и провозные возможности Калининградской дороги возросли с 14 до 20 млн. тонн в год. С появлением новых терминальных комплексов ее грузовой потенциал превышает 25 млн. тонн в год. Но выйти на этот показатель мешают неоправданно высокие тарифы за транзит грузов по территории соседних стран.
Вообще, в этой части выгодное транспортно-географическое положение области является, скорее, проблемой. Регион зависит от транзитной тарифной и нетарифной политики сопредельных государств. Железнодорожные тарифы, применяемые Литвой в отношении грузов, перевозимых в наши порты, оказывают существенное влияние на загрузку порта. Выход в том, чтобы выработать сбалансированную и справедливую тарифную политику между Россией, Белоруссией и Литвой.
- Как это сделать?
- Потенциал транспортного комплекса Калининградской области - в его способности обеспечивать развитие международного транзита. Однако наши транспортники работают в условиях жесткой конкуренции с коллегами из стран Прибалтики. Вопрос привлечения грузопотоков в калининградском направлении напрямую зависит от тарифной политики, проводимой Литвой и Белоруссией. К примеру, в течение 2005-2008 годов тарифы "Литовских железных дорог" за транзит российских грузов в направлении портов и терминалов Калининграда повысились на 31, 9%, несмотря на самую высокую доходную ставку.
Такие принципы не способствуют созданию комфортных условий для клиентов. Областное правительство пытается решить эту проблему на всех уровнях государственной власти. Первый итог - с 1 мая этого года Белорусская железная дорога снизила тарифы на транзит грузов через порты и сухопутные погранпереходы Калининградской области.
- Тем не менее Калининградская железная дорога продолжает развиваться?
- В поселке Чернышевское, что на границе с Литвой, заканчивается строительство пограничной железнодорожной станции. Планируется реконструкция станций Калининград-сортировочный, Западный-Новый: там будут удлинены и построены новые приемоотправочные пути, смонтирована современная система электрической централизации стрелок. Кроме того, в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" запланировано развитие станций, строительство главных путей, обновление и развитие средств железнодорожной автоматики и телемеханики, устройств электроснабжения и электрификации железнодорожных линий.
- Для чего российскому рекордсмену по числу погранпереходов - Калининградской области - понадобилось введение еще одного?
- В этом году мы планируем достроить крупнейший погранпереход "Мамоново-2". Его ввод позволит задействовать бывшую берлинскую трассу.
Еще есть проект соглашения между Россией и Литвой о строительстве мостового перехода через реку Неман (Советск-2) и автодорожных подходов к нему. Также мы хотим добиться включения в проект федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2011-2016 гг.)" строительства АПП "Крылово" и "Железнодорожный". Все эти проекты направлены на дальнейшее развитие транспортных артерий, проходящих по Калининградской области.
- В какой стадии сейчас находится проект строительства логистического центра под транзит автомобилей?
- Под эти цели предусмотрена площадка, прилегающая к железнодорожной станции Новый Черняховск, в 90 км от Калининграда. Черняховский логистический центр осуществляет перевалку автомобилей, он имеет железнодорожные пути как с российской, так и с европейской шириной колеи. Он может стать крупнейшей площадкой для перегрузки автомобилей, импортируемых из Европы по железной дороге.
- Почему вы отказались от идеи строительства в городе Пионерском грузового причала?
- Там очень неудобные перепады высот. К тому же порт удален от железнодорожной станции. Но самое главное: если бы мы сделали в этом месте грузовой причал, то потеряли бы Пионерский как курортный город.
***
Справка "Гудка"
Эксплуатационная длина Калининградской железной дороги - 963 км. Имеет в своем составе участки европейской железнодорожной колеи 1435 мм, без смены колеи действует пассажирский маршрут Калининград-пассажирский - Гдыня - Берлин, а также грузовые маршруты (станция Дзержинская-Новая (Калининград) - Мамоново/Бранево и Черняховск - Железнодорожный/Скандава).
В Калининградской области действует железнодорожно-паромное сообщение Балтийск - Засниц и Балтийск - Усть-Луга. Сегодня на линиях работают паромы "Вильнюс" и "Балтийск". Прорабатывается вопрос о запуске второго грузового парома на линии Балтийск - Усть-Луга.
В 2008 году дорога в дальнем сообщении перевезла 637 тыс. пассажиров, в пригородном - 5, 578 млн, объем грузоперевозок на магистрали за прошлый год составил около 20 млн. тонн.