За пять месяцев текущего года Российские железные дороги погрузили сверх плана 4,6 млн. тонн. Это на 6,5% больше, чем в прошлом году. Причем грузоотправителями было заявлено 75,6% фактически погруженного объема.
Хорошо везли соль, металл и металлолом, зерно, цемент и лесные грузы. Увеличился и объем перевозок в направлении портов России, а также внешнеторговых перевозок в целом.
Однако оставляет желать лучшего выполнение плана по номенклатуре грузов - 70,7%. И уж совсем неважно выглядит такой показатель, как подача порожних вагонов по заявкам грузоотправителей. В мае, например, им не было подано более 15-ти тысяч вагонов. В результате потери доходов составили более 200 млн.рублей. Еще более внушительно выглядят потери погрузки, а следовательно и провозных платежей (1,5 млрд. руб.) из-за действия конвенционных запрещений - особенно в первом квартале года. Среди перечня грузов - нефтеналивные, лес, уголь, удобрения, сжиженный газ. Снизились и перевозки грузов через сухопутные погранпереходы России: за счет дальнейшего перераспределения грузопотоков с международными грузами в адрес российских портов.
Как показал анализ проделанной работы, общий рост объемов перевозок заметно опережает доходы компании. Это связано в первую очередь с тем, что частные "перевозчики" сделали ставку на высокодоходные грузы. Но ОАО "РЖД" , как государственная компания, обязана везти все без выбора. В результате с начала года заметно выросла погрузка грузов первого класса, незначительно - третьего, и снизилась - второго. И соответственно - падение среднесетевой доходной ставки.
По мнению экспертов, компании необходимо акцентировать работу по выделению подвижного состава под погрузку высокодоходных грузов и усилению конкурентоспособности по отношению к собственникам подвижного состава.
***
Почти на 34% снизилась по итогам первых четырех месяцев текущего года погрузка зерновых на сети Российских железных дорог.
Тенденция на снижение объемов перевозки зерна и продуктов перемола обозначилась с конца прошлого года, по результатам которого железнодорожники не добрали чуть более трех процентов от объемов 2002-го. Однако уже начиная с января текущего года было недогружено почти 45% объемов зерновых к январю 2003-го; с февраля ситуация начала исправляться, однако говорить о кардинальном переломе не приходится. В частности, по Северо-Кавказской железной дороге объем погрузки был выполнен лишь на 26,5% к аналогичному периоду предыдущего года.
Совершенно очевидно, что причины такого падения скрыты в неурожайном прошлом году, когда по некоторым оценкам было произведено лишь чуть более 65-ти млн. тонн зерна (при среднем внутреннем потреблении страны в 75 млн.тонн). Хотя тогда объем перевозок и был сохранен - благодаря 82-м млн. тонн зерна, собранным в 2002-м, - сегодня становится все более очевидным, что резервы (в том числе переходящие запасы) исчерпаны.
Данная ситуация в полной мере отразилась и на деятельности ОАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" - крупнейшего элеватора России. В течение четырех месяцев объемы переработки на терминале снизились почти в четыре раза. Однако здесь ситуацию объясняют следующими экономическими причинами.
- Помимо неурожайного прошлого года, - говорит главный диспетчер компании Евгений Бычков, - значительное влияние оказали конъюнктурные изменения на рынке. Сегодня цена на зерно в мире и внутри страны практически сравнялась. Таким образом, производителю нет смысла везти свою продукцию на экспорт: ведь те же деньги можно получить в России, одновременно обеспечив себе дополнительную прибыль на сокращении транспортных расходов. Кроме того свою роль сыграла действовавшая с середины января по 1 мая пошлина на экспорт зерна в размере 25 евро за тонну. В результате через Новороссийский морской порт на экспорт было отправлено лишь 150 тысяч тонн зерновых.
Что ожидает страну в дальнейшем - пока неизвестно. Согласно прогнозам Министерства сельского хозяйства, урожай ожидается с приростом в 10 млн. тонн. Однако есть и более смелые оценки - вплоть до 90 млн. тонн...
***
Средняя маршрутная скорость пробного контейнерного поезда, следующего с грузом из порта Восточный в Польшу, составила 957 км/сутки. В составе поезда перевезено 100 контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ), из них 56 ДФЭ с грузом компании LG Electronics.
Пробная отправка контейнерного состава с грузом из порта Восточный (Приморский край) назначением в Польшу осуществлялась Центром по перевозке грузов в контейнерах компании "Трансконтейнер" (филиал ОАО "РЖД") совместно с департаментом управления перевозок ОАО "РЖД" , Дальневосточной железной дорогой, экспедиторскими организациями "ТИС" и "ФЕ-Транс".
По территории России от станции Находка Восточная до пограничного перехода с Белоруссией станции Красное поезд прошел за 10 суток, в то время как обычно графиком было предусмотрено прохождение по территории России за 11,5 суток. Средняя маршрутная скорость контейнерного поезда составила 957 км в сутки.
***
Решение о создании на базе Новороссийского транспортного узла мультимодального логистического центра было принято в ходе прошедшего в июне рабочего совещания министра транспорта РФ Игоря Левитина с губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым.
Ожидается, что создание логистического центра позволит увеличить пропускную способность Новороссийского транспортного узла за счет оптимизации распределения грузопотоков, а также уменьшить простои судов в порту и вагонов на припортовых станциях Новороссийска за счет планирования графика подвода подвижного состава к терминалам порта.
Данный центр займется отработкой четкой системы взаимоотношений всех стивидорных, экспедиторских и агентских компаний, а также подключением центров транспортной логистики ОАО "Российские железные дороги". В рамках центра запланировано создание информационной базы точного и достоверного фрахта судов; будет проводиться совместное планирование и координация перевозок с учетом различных видов транспорта и экспедиторов.
Принятие окончательного решения о создании центра несколько тормозится позицией частных транспортных компаний Новороссийского порта, его основных инвесторов (АКБ "Русский генеральный банк" и финансовой корпорацией "УралСиб") и региональных властей. Они предлагают создать не просто логистический центр, а единую управляющую компанию, что позволит, по их мнению, усилить работу с частными инвесторами, создать для них своеобразную зону благоприятствования.
***
Несмотря на то, что железнодорожники по-прежнему указывают на трудности во взаимодействии с портами, - позитивные сдвиги налицо. Если в первые месяцы этого года конвенционные запреты на отгрузку в адрес российских портов, вызванные простоем груженых вагонов на подступах к морским терминалам, исчислялись десятками, то теперь это - единицы.
Так, по данным департамента управления перевозками ОАО "РЖД" , в апреле было введено лишь четыре запрета на погрузку в направлении Новороссийска, Бийска, Темрюка и Посьета, вызванные сложной ситуацией с подводом судов (что неудивительно, учитывая ограничения пропускной способности Турецких проливов). В мае были введены лишь две конвенции в адрес портов Восточный и Владивосток. Тогда без движения были оставлены тридцать восемь составов с углем и девять с чугуном. При этом проблема была решена достаточно быстро.
По мнению специалистов департамента, ситуация исправляется благодаря усилению специализации портов, что позволяет последним применять более эффективную технологию работы, одновременно облегчая жизнь и железнодорожникам.
В то же время следует отметить, что на целом ряде направлений ситуация с выгрузкой вагонов остается напряженной - хотя до запретов на отгрузку дело не доходит. Что касается потерь провозных платежей от ограничений на погрузку, то с начала года они составили (по данным ОАО "РЖД") около полутора миллиардов рублей.
***
Компания РУСАЛ заключила контракт с морским портом Ванино (Хабаровский край) на перевалку цилиндрических слитков для прессования производства Саяногорского алюминиевого завода (САЗ, Хакасия). Дальше слитки будут перевозиться судами ОАО "Дальневосточное морское пароходство" (ДВМП).
Hydro Aluminium (подразделение норвежской компании Norsk Hydro) и РУСАЛ в 2002 году подписали контракт о модернизации литейного цеха на САЗе. В апреле текущего года был завершен первый этап реконструкции цеха, и теперь объемы производства слитков для прессования увеличились в 2,7 раза -с 30-до 80-ти тысяч, тонн. Второй этап модернизации на предприятии планируется провести до конца 2005 года. Благодаря его реализации литейные мощности САЗа возрастут до 160-ти тыс. тонне год. По словам руководителя пресс-службы РУСАЛа Веры Курочкиной, вплоть до 2012 года Norsk Hydro будет покупать 75% слитков, выпущенных в Саяногорске.
РУСАЛ расценивает это сотрудничество как очень важный для компании проект, который открывает новые возможности по расширению географии сбыта и его увеличению. Значительное количество алюминия планируется поставлять в страны Азиатско-Тихоокенского региона, а также в США. Наиболее удобным для перевалки сырья оказался дальневосточный порт Ванино.
В конце апреля здесь состоялись переговоры между представителями порта, РУСАЛом и Hydro Aluminium о совершенствовании практики переработки новых видов продукции в порту с учетом повышенных требований к сохранности груза и значительного роста объемов. Дальневосточный научно-исследовательский институт морского флота и пароходство разработали проект крепления подобного типа грузов. Более жесткие требования будут предъявляться и к качеству морских перевозок. В настоящее время восемь судов ДВМП доставляют алюминий из Ванино в порты США, Кореи и Японии.