Реформа Козака может лишить столицу УрФО двух третей территории
Тихо и незаметно на Южном Урале прошло событие, внешне не особо значимое, но важное с правовой точки зрения. На состоявшемся одновременно с выборами Президента России референдуме жители поселков-спутников (сеттлментов) Челябинска -Исакова, Сосновки, Смолинского, Шершней, Федоровки, Новосинеглазовского - проголосовали за исключение этих населенных пунктов из учета административно-территориального деления области и присоединение к областному центру. За право называться жителями местной столицы поселковый электорат высказался абсолютным большинством голосов - от 85 до 95%.
Пригородные поселки с неопределенным статусом достались крупным российским городам в наследство от СССР. Тогда мегаполисы одновременно являлись и районными центрами. Причем в роли таковых выступал не сами муниципалитеты, а их административные районы. У каждого из них были в подчинении несколько поселков городского типа, не входивших официально в городскую черту. При этом в структуре административно-территориального деления России они фигурировали как отдельные населенные пункты.
Новая Конституция провозгласила право граждан на местное самоуправление и отделила муниципальную власть от государства. Сеттлменты де-юре тоже должны были получить статус муниципалитетов. Однако де-факто в 1996 году было решено укрупнить муниципальные образования (МО) до бывших административных районов. И пригородные поселки по умолчанию включили в состав городов. Таким образом, под крупные муниципалитеты была заложена мина замедленного действия, которая при определенном политическом раскладе могла сработать: право поселков на самоопределение никто не отменял.
Теперь власти Южного Урала могут рапортовать о ликвидации местечковых атавизмов советской эпохи. И о том, что уже начали реализовывать положения затеянной Кремлем административно-территориальной реформы. Предполагающей, в частности, организацию муниципалитетов по поселенческому принципу: каждый поселок либо получает статус МО и формирует органы местной власти, либо после всенародного обсуждения лишается "звания" населенного пункта и вливается в город.
В соответствии с положениями реформы определиться со статусом поселков-спутников предстоит и другим крупным городам. Произойти это должно до 1 января 2005 года. Как показывает практика, путь, по которому пошли челябинцы, технически является самым безболезненным. Так, на ликвидацию сотен "карликовых" муниципалитетов Тюменской области ушло чуть более полугода. Причем за слияние с районными центрами проголосовало подавляющее число поселковых жителей. Однако на деле такое согласие возможно только в случае отсутствия политических и экономических противоречий между региональной и муниципальной властью.
Так, по мнению экспертов, с большими проблемами при решении судьбы своих пригородных поселков может столкнуться Екатеринбург. Столица УрФО имеет порядка двух десятков "спутников". Все вместе взятые сеттлменты насчитывают примерно 3% населения всего муниципального образования. При этом на них приходится порядка двух третей муниципальных земель: если площадь собственно города составляет 490 км2, то площадь МО "Город Екатеринбург" - 1142 км2.
Пригородные земли имеют большой потенциал развития. Так, на территориях, прилегающих к аэропорту Кольцово, который административно относится к Октябрьскому району города, в соответствии с областной концепцией развития и размещения производительных сил планируется создать самый большой в Урало-Сибирском регионе транспортно-логистический центр. В районе поселка Нижнее Сидельниково (Чкаловский район) - крупнейшую сортировочную станцию.
Стратегический и недавно принятый генеральный планы развития Екатеринбурга исходят из границ МО, с учетом земель, находящихся за городской чертой. В частности, речь идет о строительстве коттеджных поселков на юго-западе города.
Учитывая растущую покупательскую способность горожан, можно предположить, что реализация местного варианта знаменитых VIP- поселков Рублевского шоссе не за горами.
Подобных "пригородных" проектов немало. Их воплощение в жизнь приведет к тому, что земля в пригородных территориях резко возрастет в цене. Власти Екатеринбурга этот факт не может не радовать. Но только в том случае, если местные сеттлменты не заявят о своем самоопределении. В этом случае распоряжаться земельными "активами" будут вновь сформированные органы местного самоуправления.
Учитывая многолетнее противостояние мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого с областной властью, легко предположить, что поселковые думы при грамотной режиссуре "сверху" могут превратиться в очаги сопротивления городской власти.
То же самое произойдет и в случае, если поселки получат статус МО, но останутся в административном подчинении Екатеринбургу. Реформа Козака такой вариант
предусматривает. Тогда тоже придется формировать местные думы, которые будут работать наряду с гордумой столицы УрФО. В этом случае, чтобы сохранить рычаги управления территориями, мэрии придется участвовать в местечковых выборах. Однако избежать прохождения в поселковые думы оппозиционных властям Екатеринбурга кандидатов вряд ли удастся: последние мэрские выборы в этих территориях показали, что действующее городское руководство здесь, мягко говоря, не популярно.
Стоит напомнить, что в 1996 году свердловские чиновники уже пытались инициировать отделение от Екатеринбурга поселка Кольцово. Речь шла об организации выборов в местный "парламент". Цель была чисто экономическая: вывести из-под городской юрисдикции привлекательный для инвесторов земельный участок под аэропортом. Куратором проекта выступал соратник губернатора Эдуарда Росселя, тогдашний спикер областной думы Вячеслав Сурганов. "Бунт" был подавлен.Городская власть нарисовала местным жителям три главные угрозы. Во-первых, они останутся без екатеринбургской "Скорой помощи". Во-вторых, единственный автобус 1 маршрута, связывающий поселок с Екатеринбургом, будет ходить по междугородним тарифам. И третье, самое главное: в Екатеринбург тоже придется звонить по междугородним тарифам. Эти три аргумента, широко используемые в устной "агитации", произвели впечатление на жителей Кольцово, многие из которых работают либо учатся в Екатеринбурге.
Никто не гарантирует, что история не повторится сегодня. При этом областная власть наверняка учтет прежние ошибки и подведет под свою идею экономическую базу. К примеру, нарисует жителям поселка, какие дивиденды каждый из них получит от аренды или продажи земли под логистический центр. Или пообещает пролоббировать решение о том, что аэропорт будет платить налоги в будущий поселковый бюджет. Аналогичную стратегию, но с поправкой на местные условия, можно провести и для других пригородных поселков.
На то, чтобы окончательно решить проблему, у мэрии остается не так много времени. Нужно не только провести референдум, но и закрепить изменения административного устройства в городском уставе и в новом законе о границах Екатеринбурга. Для того, чтобы все это было реализовано в нужном для городских властей виде, надо искать компромисс с областной властью. Поэтому можно предположить, что миротворческая деятельность в ближайшие месяцы станет для Чернецкого и его команды основной.