В конце августа группа депутатов Законодательного собрания Ленинградской области посетила с рабочим визитом город Гамбург, где ознакомилась с работой местного порта, его местом и ролью в экономике города.
Основной целью визита стало изучение немецкого опыта государственного регулирования деятельности портовых сооружений на территории субъекта. Как известно, в России порты - это единственные в транспортной инфраструктуре предприятия, работающие без законодательной базы. На фоне активизировавшегося в последнее время строительства портовых сооружений, в том числе в Ленинградской области, - эта проблема становится особенно острой и актуальной для нашего региона. Для ее решения в конце прошлого года в Законодательном собрании Ленинградской области была организована рабочая группа, которая разрабатывает законопроект, регулирующий строительство и эксплуатацию портовых сооружений в Ленобласти.
С начала года рабочая группа совершила поездки в порты в Усть-Луге, Высоцке, Приморске. Депутаты оценили текущее состояние строительства портовых комплексов и выявили ряд проблем. Поездка в Гамбург стала изучением положительного опыта, на который парламентарии и будут равняться, разрабатывая портовое законодательство для области.
Гамбургский порт, один из важнейших в мире, является крупнейшим портом Германии (8700 га) и вторым контейнерным портом Европы (6,1 млн контейнеров с общим перевалочным весом 64,3 млн тонн за 2003 год). Объем перевалки в 2003 году составил 106,3 млн. тонн, длина железных дорог внутри порта - 670 км для приблизительно одной трети фрахта. Гамбург является самым современным центром логистики, распределения и дополнительного сервиса. Все транспортные пути, подходящие к порту, смогут еще в течение 10-15 лет свободно обеспечивать своевременную отправку грузов по назначению. Доходы от порта составляют около 30% доходной части бюджета Гамбурга.
В Гамбургском порту помимо того, что все налоги за пользование землей идут в бюджет города, часть территорий порта сдается в аренду. На территории порта работает мусоросжигательный завод, который обеспечивает электроэнергией не только сам порт, но и весь город. Также на территории порта действует завод по сборке частей фюзеляжа аэробусов, которые затем морем отправляются во Францию. Таким образом, порт и город имеют дополнительные источники доходов. При этом, несмотря на высокую доходность портовой деятельности, Гамбургский порт не лишен и государственной поддержки, в частности правительством Гамбурга финансируются работы по дноуглублению фарватера в пределах города.
Безусловным плюсом для Гамбургского порта, по мнению областных парламентариев, является относительная экономическая независимость Гамбурга как отдельной федеральной земли Германии. Такая независимость позволяет властям Гамбурга быть уверенными, что все вложенные в развитие порта средства вернутся сторицей в бюджет федеральной земли Гамбурга.
Изучив законодательную базу и общие принципы работы Гамбургского порта, его взаимодействие с местной властью, депутатам Законодательного собрания Ленинградской области есть к чему стремиться, разрабатывая наш областной законопроект о портах. Такой закон даст возможность дополнительных источников поступлений средств в бюджет субъекта федерации. Фактически, именно субъект федерации несет всю нагрузку, связанную с работой портов - в том числе экологические проблемы, связанные с изменением профиля территорий и т.д. Закон о портах позволит придать статус портовым сборам, даст возможность контроля за их целевым использованием. Проект областного о портовом строительстве разрабатывается с учетом последнего варианта проекта Федерального закона "О портах". Поэтому не ожидается никаких сложностей в приведении его в соответствие с федеральным законом о портах, когда он будет принят.
С рабочим визитом Гамбург посетили депутаты: Сергей Семенов (руководитель рабочей группы по портам), Валерий Сазонов (председатель постоянной комиссии по промышленности, транспорту, связи и дорожному хозяйству), Виталий Климов (председатель постоянной комиссии по международным, межпарламентским и региональным связям), Татьяна Матвеева (член постоянной комиссии по бюджету и налогам) и Владимир Степанов (председатель постоянной комиссии по экологической безопасности и природопользованию).
Пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области