Андрей Иванов, ПРЕЗИДЕНТ Поволжской ЛОГИСТИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ:
- В предкризисные годы наши города-миллионники охватила лихорадка по возведению складов неведомого нигде в мире класса А. Этот «въездной» формат был создан несколькими международными риелторскими компаниями исключительно под неопытных, но временно состоятельных российских инвесторов.
В отсутствие каких-либо регулирующих и планирующих государственных подходов псевдологистический складской бум организовали именно риелторы. Инвестирование в эти проекты уже привело к банкротству или серьезным финансовым затруднениям многих девелоперов. Сегодня сотни тысяч квадратных метров роскошных складов под «логистику» в отсутствие самой логистики стоят пустые. Между тем основные средства приходили в складскую застройку из сырьевых отраслей. Холдинги и банки, таким образом, предполагали диверсифицировать риски. Не без оснований им представлялось, что раз прибыльно прошли три предыдущие инвестиционные волны - в жилье, офисы, торговую недвижимость, здесь будет так же. Не получилось. И не могло получиться.
Как можно было рассчитывать «отбить» затраченные средства в этих «хоромах», где только стоимость здания, без складского оборудования, составляет около тысячи долларов за квадратный метр? Даже в недавние благополучные годы ставка на московских складах не превышала $150 в год. То есть окупаемость для инвесторов, даже по планам, уходила далеко за 6-7-летний срок. Это разве российские сроки окупаемости? И такие проекты были заявлены практически во всех наших урбанизированных регионах. Однако отмечу, что когда-то у нас уже все было. В СССР в 1960 - 1980 годах была создана лучшая в мире система материально технического снабжения - та, что сегодня и называется логистикой. От нее остались только осколки. А ведь только в Горьком к 1980 году уже было построено около 300 тыс. кв. м складских площадей различного назначения. Склады сразу строились, как мы сейчас скажем, в интермодальном исполнении с автомобильной и железнодорожными рампами.
Приведу один факт. В Кстове, на Волге, есть хлебная база, до начала девяностых переваливавшая в сутки до 10 тыс. тонн зерна с судов в элеваторы, а затем в вагоны. Ежедневно с этой базы отгружалось до 150 вагонов зерна на расстояние до 200 км. И это было экономически выгодно. Так что интермодальная логистика у нас уже была.