Как известно, транспортировка грузов - это не просто перемещение груза, а целый комплекс работ, операций и услуг. Начинается все с выбора оптимального по стоимости и срокам доставки маршрута, затем следуют заключение договоров с перевозчиками, таможенное декларирование грузов, оформление транспортных документов, сдача и прием груза, его складирование и хранение, погрузочно-разгрузочные работы и, конечно, расчет полной стоимости перевозки. Для выполнения этих и других операций необходимы специальные знания и навыки, поэтому зачастую их решение занимает значительное время. Поэтому во всем мире комплекс услуг, который обеспечивает эффективную доставку грузов, осуществляется компаниями, специализирующимися на этой деятельности, их называют экспедиторами.
Конечно, в плановой экономике потребность в таких услугах практически отсутствовала. Основным фактором зарождения экспедиторского бизнеса явились рыночные преобразования экономики страны. С другой стороны, после распада СССР началось становление политического и экономического суверенитета в бывших социалистических республиках. Это привело к необходимости устанавливать границы, вводить национальные валюты, внедрять самостоятельные банковские, налоговые, таможенные системы. И наконец, перешла в ведение новых государств некогда единая транспортная система. В этих условиях попытки осуществлять перевозки по прежним технологиям быстро привели к трудностям во взаиморасчетах, росту задолженностей и просто к остановке даже в пределах бывшего Советского Союза.
Такая ситуация болезненно сказалась не только на функционировании предприятий, но и железнодорожного транспорта как основного вида, осуществляющего международные перевозки. Именно железнодорожники стали искать выход. Первым шагом в этом направлении стало принятие железнодорожными администрациями стран СНГ решения о введении на железнодорожном транспорте системы экспедирования грузов. В первую очередь экспедиторов стали привлекать в качестве организаторов перевозки и плательщиков. Сформировались условия, в которых мог существовать и успешно развиваться экспедиторский бизнес.
В 1994 году в Казахстане тремя железными дорогами и Министерством транспорта и коммуникаций для выполнения функций экспедитора было создано государственное предприятие "Желдорэкспедиция". Однако, являясь дочерним предприятием государственных железных дорог, оно не могло обеспечить должную заинтересованность в клиенте и развивать в полной мере предпринимательскую деятельность.
Поскольку это был совершенно новый вид бизнеса и практически отсутствовал опыт по оказанию экспедиторских услуг, соответствующих международным требованиям, стали создаваться совместные с иностранными компаниями предприятия, такие, как "Фрицтранспортейшн компани", "Трансвей", "Трансрейл". Главной их задачей стало внедрение современной технологии экспедирования в отечественных условиях.
В новый Гражданский кодекс Республики Казахстан, принятый постановлением Верховного Совета Республики Казахстан 27 декабря 1994 года, были впервые включены вопросы регулирования экспедиторской деятельности.
Опыт, полученный в результате совместной работы с зарубежными партнерами, возможности, предоставляемые законодательством, послужили основным толчком для развития казахстанского экспедирования. На рынке появлялось все больше отечественных компаний. Министерством транспорта и коммуникаций Казахстана была введена добровольная их регистрация. С одной стороны, такой подход послужил стимулом к росту числа отечественных фирм, с другой - не отпугивал экспедиторов, желающих вести свой бизнес на казахстанском рынке услуг на здоровой конкурентной основе. Стала укрепляться материально-техническая база экспедиторских компаний, расширяться их партнерские связи, и как следствие увеличились отчисления в бюджет.
В это же время руководители транспортно-экспедиторских компаний пришли к выводу о необходимости консолидировать свои усилия в развитии и повышении качества своих услуг, занять должное место в мировой транспортной системе. Поэтому представители 27 ведущих экспедиторских компаний, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и железной дороги 10 июня 1997 года на конференции приняли решение о создании Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана (АНЭК). Первыми членами ассоциации стали: ЗАО "Казинтерфрахт", ТОО "Транссистема", ЗАО "Транко", ТОО "Искомтранссервис", ТОО ТАМП "Акзартранс". В 1999 году членами АНЭК являлись уже 16 компаний, среди них была и компания "Коммеск-Омiр", осуществляющая страхование экспедиторского бизнеса.
Компании, стоявшие у истоков создания АНЭК, и сейчас остаются лидерами экспедиторского бизнеса. Сегодня АНЭК объединяет 55 компаний, из них 14 - действительные члены. Численность сотрудников в экспедиторских компаниях, входящих в состав ассоциации, составляет порядка 8 тыс. человек.
Развитие транспортно-экспедиторской деятельности в Республике Казахстан достигается за счет совершенствования законодательства, расширения и укрепления международных связей, повышения профессионализма, внедрения единых международных стандартов на экспедиторские услуги и участия в международном экспедиторском движении под эгидой Международной федерации национальных экспедиторских ассоциаций (FIATA). АНЭК и представители экспедиторских компаний принимают активное участие в работе межведомственных рабочих групп, комиссий и консультативных советов в ряде министерств и ведомств. Деятельность экспедиторов АНЭК в первую очередь направлена на максимальное использование транспортного и транзитного потенциала страны.
В 2001 году при Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана создан и успешно функционирует Центр логистики - единственное специализированное учреждение в Центрально-Азиатском регионе, предоставляющее услуги профессиональной подготовки в области транспортного экспедирования по международным стандартам FIATA.
Новый этап деятельности экспедиторов открывается с реструктуризацией железнодорожного транспорта Республики Казахстан. Качество их услуг во многом будет влиять на гибкость и оперативность железнодорожных перевозок. Экспедитор становится равноправным субъектом рынка железнодорожных услуг. Определяется место и роль экспедитора в современной модели функционирования железнодорожного транспорта.
При участии АНЭК разрабатывались положения Таможенного кодекса Республики Казахстан, принятого в 2003 году, совершенствуется закон Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте" и другие основополагающие законодательные акты. Подготовлен проект правил транспортно-экспедиторской деятельности, предложения по совершенствованию тарифной политики.
Совместно с Казахстанской ассоциацией таможенных брокеров (КАТБ) разработана система по формированию качественно новых услуг, отвечающих современным требованиям по комплексности, срокам и надежности. Она получила название Преференциальная таможенная система (ПТС). В прошлом году ПТС одобрена Агентством таможенного контроля Республики Казахстан, а в настоящее время ведется работа по ее внедрению.
Разработана Концепция развития транспортно-экспедиторской деятельности в Республике Казахстан на 2003-2005 гг., которая получила поддержку со стороны Минтранса. Планируется приступить к реализации проекта по внедрению системы добровольной сертификации транспортно-экспедиционных услуг. История развития и современное состояние рынка экспедиторских услуг в Казахстане, представленность и конкурентоспособность отечественных компаний на международном рынке, добровольное объединение передовых компаний в ассоциацию, круг решаемых ими вопросов, планомерность и организованность их решения - все это говорит о том, что сегодня экспедиторский бизнес по своей сути уже является отраслью экономики.
Развитие отечественного экспедирования способствует повышению конкурентоспособности казахстанских транспортных маршрутов, увеличению грузопотоков по территории нашей страны, росту доходов как самих экспедиторских компаний, так и отчислений в бюджет страны.
В послании президента народу Казахстана в марте 2004 г. говорится, что "мы развиваем взаимовыгодные двусторонние отношения со странами Востока и Запада". В частности, отмечено, что "необходимо работать над ростом взаимной торговли". Во многом решение этой задачи определяется уровнем развития экспедиторского бизнеса - инструмента, обеспечивающего оптимизацию перевозок, а в итоге и стоимости товаров.
Нигматжан Исингарин, доктор экономических наук, председатель Ассоциации национальных экспедиторов Республики Казахстан.