В России рынок логистических услуг находится в начальной стадии развития. И не следует ожидать, что отечественная логистика преодолеет отставание от Запада быстрее, чем экономика страны в целом. Для этого придется осознать жизненную необходимость кооперации, которая приведет к снижению издержек и улучшению конкурентоспособности компаний на рынке - сначала на внутреннем, затем и на внешнем.
Жесткие требования рынка к сокращению логистических затрат заставляют руководителей оценивать реальное положение своей компании в вопросах производительности и эффективности товародвижения. В последние два года есть изменения: все больше российских компаний передают работы по доставке" складированию, грузообработка, а в ряде случаев весь комплекс работ, связанных с дистрибуцией, логистическим операторам. Рынок логистических услуг набирает скорость.
Наступление с Запада
В настоящее время на всей территории России не найти крупных российских экспедиторских и транспортно-экспедиторских компаний, способных оказать конкурентное сопротивление западным коллегам.
Западные экспедиторы такие же разные, как и российские, но большинство из них имеют солидную репутацию на международных рынках - это и акционерные общества, и частные компании, за плечами которых десятки лет успешной работы и опыт построения эффективной логистической инфраструктуры.
Одни главной своей целью ставят эффективное управление цепями поставок, другие работают в рамках контрактной логистики, третьи используют уже сложившуюся логистическую евросеть, которая постоянно развивается - движется как на Юго-Восток, так и на Восток.
Логистическая евросеть, а вместе с ней и соответствующие таможенные, транспортно-экспедиторские правила игры Евросоюза уже на подходе к России. Возможно, это изменит схемы управления цепями поставок для большинства российских компаний: многие межправительственные соглашения просто прекратят свое действие.
В этом году тенденции на быстро меняющемся рынке контрактной логистики в Европе станут внешними факторами для выбора дальнейшей стратегии роста большинства российских транспортно-экспедиторских, складских и сервисных компаний.
Не надо забывать и о том, что западные компании, которые выходят на новые рынки, принесут с собой уже опробованные информационные технологии. Стандартные интерфейсы позволяют объединить ИТ-системы практически любых компаний в единое целое, что в дальнейшем и обеспечивает эффективное взаимодействие партнеров с целью весомого снижения издержек.
Готовы ли российские компании к таким изменениям? Если еще год или два назад экспедиторские, транспортно-экспедиторские и складские компании в большинстве своем стремились побыстрее адаптироваться к постоянным изменениям правил игры со стороны налогового либо таможенного законодательства, при этом игнорируя любые нововведения в управлении компанией, то в текущем году, когда страна испытает действие сразу нескольких серьезных реформ, для многих возникнет потребность в построении системы стратегического управления.
Рынок логистических услуг в России с приходом западных логистических провайдеров не остановится в своем развитии. Так что сегодня ключевой задачей российских экспедиторских и транспортно-экспедиторских компаний является именно организация и совершенствование стратегического управления.
По-российски, не спеша?
Для большинства отечественных экспедиторских компаний еще не очевиден главный для логистического оператора интерес: увеличение скорости потока товаров через свое оборудование улучшает сервис для клиента, обеспечивает ему устойчивое положение на рынке и приводит, таким образом, к лучшему финансовому результату.
Возьмем транспортно-экспедиторский рынок, структура которого определяется в первую очередь специализацией по видам транспорта и груза. Различаются компании также и политикой привлечения клиентов: одни работают с эксклюзивным грузопотоком, другие принимают заказы от всех желающих.
Экспедиторские компании играют в России ключевую для всего рынка грузоперевозок роль организаторов перевозочного процесса. Во всем мире для данной деятельности применяется термин freight forwarding, хотя в последнее время участники рынка склоняются к принятию единого термина "логистика" - logistics. Однако следует отметить, что этот термин во многих транспортных организациях в России вызывает некое недопонимание.
В чем причины такого положения?
Грузовые перевозки в нашей стране имеют свою специфику. В прошлом году более 80% всех грузов пришлось на железные дороги и лишь 9% было доставлено автотранспортом. В Европе и США ситуация обратная - больше 80% грузов перевозят автомобили. По данным МПС, длина российских железных дорог составляет около 7% от общей протяженности железных дорог в мире, но на их долю приходится более 20% мирового грузооборота. Морской же транспорт в основном обслуживает экспортно-импортные потоки.
Далее. Россия - транзитная страна, обладающая самыми короткими транспортными маршрутами на пути из Европы в Азию. Совокупный объем торгового оборота между Европой и Азией составляет сегодня около 600 млрд дол. в год. Даже СССР когда-то зарабатывал на транзите до 6 млрд дол. в год. Теперь Россия ставит цель довести объем транзита хотя бы до 10% от всего грузопотока.
Но пока реальные объемы в несколько раз меньше - нет логистической инфраструктуры, правда, работа по ее созданию уже идет. Например, к управлению портами России сегодня допущены в качестве акционеров крупные грузовладельцы и/или транспортные операторы, которые заинтересованы в создании современной инфраструктуры. Активно развивается работа в этом направлении в Московском и Санкт-Петербургском регионах.
Так, по оценкам экспертов, в Московском регионе необходимо создать логистическую инфраструктуру, основой которой станут логистические и транспортно-грузовые центры, терминалы, склады класса А общей площадью 2, 0 млн
В 2004 г. запланировано строительство логистических центров в Московском регионе (склады класса А) площадью 430 тыс. кв. м, из которых 30% построят экспедиторские компании и 70% - торговые. Такая тенденция скорее всего сохранится на ближайшие 2-3 года. кв. м, на что потребуются инвестиции в размере 1, 2- 1, 5 млрд дол.
Партнерство, но на равных
Совершенствование технологий за последние пять лет в Европе изменило подход компаний к проектированию цепей поставок и увеличило ожидания потребителей от логистических провайдеров. Эти изменения создали беспрецедентные возможности для логистических провайдеров (операторов), которые могут управлять информацией о цепях поставок так же эффективно, как они изначально управляли физическими активами.
Сколько времени уйдет на формирование нового подхода у российских компаний, спрогнозировать трудно. Главное сегодня - рост количества экспедиторов, заинтересованных в совершенствовании своих технологий. Европейские провайдеры логистических услуг уже пришли на российский рынок, большинство из них готовы к сотрудничеству с российскими транспортно-экспедиторскими компаниями.
***
Логистика закупок
* Учет, контроль и управление входящими потоками.
* Составление плана закупок.
* Календарное текущее планирование поставок.
* Работа с коммерческими контрактами на стадии их заключения.
* Отслеживание исполнения коммерческих контрактов на стадии отгрузки (совпадение планируемых параметров отгрузки с фактическими).
* Работа с транспортной компанией при самостоятельном вывозе товаров от поставщика либо с его отделом логистики, если в соответствии с коммерческим контрактом поставщик сам довозит товар до вашей компании.
* Оптимизация товарных потоков на основе плана отгрузок.
* Налаживание системы отслеживания подачи транспорта под загрузку.
* Предоставление информации о статусе отгрузки в любой момент времени по требованию других отделов.
***
Производственно-складская логистика
* Определение необходимого и достаточного страхового (нормативного) запаса.
* Учет и контроль производственных и/или складских страховых запасов.
* Учет и контроль запасов в незавершенном производстве.
* Ведение статистики по поставщикам по показателям времени поставок и качества сырья/товара для последующей их вероятностной оценки.
***
Сценарии выхода западных компаний на новые рынки:
* приобретение ведущими логистическими предприятиями малых предприятий и предприятий, работающих на национальном рынке, для создания собственной сети;
* позиционирование европейских грузоперевозчиков как логистических интеграторов;
* размывание границ между транспортным предприятием и службой экспресс-доставки при выполнении ими функций 3PL;
* реинжиниринг цепей поставок в ответ на потребности клиента иметь дело только с одним поставщиком услуг, а именно с интегратором, то есть 4PL, который отвечает за все проводимые работы.
***
Логистика продаж
* Учет, контроль и управление исходящими потоками.
* Составление плана продаж.
* Календарное текущее планирование поставок клиентам.
* Работа с коммерческими контрактами по продаже товара на стадии их заключения.
***
Финансовая логистика
* Планирование логистического бюджета.
* Ведение логистического бюджета.
* Сравнение с данными по бюджету, получаемыми из бухгалтерии (ежемесячно).
* Выяснение причин при расхождениях этих данных.
* Сравнение факта с планом и предупреждение возможного превышения запланированных расходов.
* Обоснование изменений в планах.
* Факторный анализ логистического бюджета.
***
Средние значения показателей эффективности логистики (2003 г.)
Годовой объем реализации (в т) к среднегод. запасу (в т) 14, 04
Среднегодовой запас (в руб.) к среднегодовой стоимости оборотных активов (в руб.) 0, 55
Грузооборот всех складов компании (в т) к. общему количеству персонала всех складов 982, 95
Грузооборот всех складов компании (в т) к общей полезной площади хранения всех складов (в кв. м) 13, 18
Суммарные транспортные расходы компании (в руб.) к годовому объему реализации (в т) 639, 40
Годовой объем реализации (в т) на численность персонала компании, работающего в системе сбыта 869, 03
Графические материалы:
Показатели логистических издержек*
* Величину логистических издержек выражают общей денежной суммой затрат, денежной суммой в расчете на единицу продукта либо долей в объеме продаж.
Показатели логистического сервиса*
* Показатели обслуживания потребителей характеризуют относительную способность предприятия удовлетворять запросы и нужды потребителей.
Распределение логистических операторов по основному направлению деятельности, %
По данным КИА центра
Материалы доступны в бумажной версии издания