... ПО ИМЕНИ ЛОГИСТИКА

В России рынок логистических услуг находится в начальной стадии развития. И не следует ожидать, что отечественная логистика преодолеет отставание от Запада быстрее, чем экономика страны в целом. Для этого придется осознать жизненную необходимость кооперации, которая приведет к снижению издержек и улучшению конкурентоспособности компаний на рынке - сначала на внутреннем, затем и на внешнем.

Жесткие требования рынка к сокращению логистических затрат заставляют руководителей оценивать реальное положение своей компании в вопросах производительности и эффективности товародвижения. В последние два года есть изменения: все больше российских компаний передают работы по доставке" складированию, грузообработка, а в ряде случаев весь комплекс работ, связанных с дистрибуцией, логистическим операторам. Рынок логистических услуг набирает скорость.

Наступление с Запада

В настоящее время на всей территории России не найти крупных российских экспедиторских и транспортно-экспедиторских компаний, способных оказать конкурентное сопротивление западным коллегам.

Западные экспедиторы такие же разные, как и российские, но большинство из них имеют солидную репутацию на международных рынках - это и акционерные общества, и частные компании, за плечами которых десятки лет успешной работы и опыт построения эффективной логистической инфраструктуры.

Одни главной своей целью ставят эффективное управление цепями поставок, другие работают в рамках контрактной логистики, третьи используют уже сложившуюся логистическую евросеть, которая постоянно развивается - движется как на Юго-Восток, так и на Восток.

Логистическая евросеть, а вместе с ней и соответствующие таможенные, транспортно-экспедиторские правила игры Евросоюза уже на подходе к России. Возможно, это изменит схемы управления цепями поставок для большинства российских компаний: многие межправительственные соглашения просто прекратят свое действие.

В этом году тенденции на быстро меняющемся рынке контрактной логистики в Европе станут внешними факторами для выбора дальнейшей стратегии роста большинства российских транспортно-экспедиторских, складских и сервисных компаний.

Не надо забывать и о том, что западные компании, которые выходят на новые рынки, принесут с собой уже опробованные информационные технологии. Стандартные интерфейсы позволяют объединить ИТ-системы практически любых компаний в единое целое, что в дальнейшем и обеспечивает эффективное взаимодействие партнеров с целью весомого снижения издержек.

Готовы ли российские компании к таким изменениям? Если еще год или два назад экспедиторские, транспортно-экспедиторские и складские компании в большинстве своем стремились побыстрее адаптироваться к постоянным изменениям правил игры со стороны налогового либо таможенного законодательства, при этом игнорируя любые нововведения в управлении компанией, то в текущем году, когда страна испытает действие сразу нескольких серьезных реформ, для многих возникнет потребность в построении системы стратегического управления.

Рынок логистических услуг в России с приходом западных логистических провайдеров не остановится в своем развитии. Так что сегодня ключевой задачей российских экспедиторских и транспортно-экспедиторских компаний является именно организация и совершенствование стратегического управления.

По-российски, не спеша?

Для большинства отечественных экспедиторских компаний еще не очевиден главный для логистического оператора интерес: увеличение скорости потока товаров через свое оборудование улучшает сервис для клиента, обеспечивает ему устойчивое положение на рынке и приводит, таким образом, к лучшему финансовому результату.

Возьмем транспортно-экспедиторский рынок, структура которого определяется в первую очередь специализацией по видам транспорта и груза. Различаются компании также и политикой привлечения клиентов: одни работают с эксклюзивным грузопотоком, другие принимают заказы от всех желающих.

Экспедиторские компании играют в России ключевую для всего рынка грузоперевозок роль организаторов перевозочного процесса. Во всем мире для данной деятельности применяется термин freight forwarding, хотя в последнее время участники рынка склоняются к принятию единого термина "логистика" - logistics. Однако следует отметить, что этот термин во многих транспортных организациях в России вызывает некое недопонимание.

В чем причины такого положения?

Грузовые перевозки в нашей стране имеют свою специфику. В прошлом году более 80% всех грузов пришлось на железные дороги и лишь 9% было доставлено автотранспортом. В Европе и США ситуация обратная - больше 80% грузов перевозят автомобили. По данным МПС, длина российских железных дорог составляет около 7% от общей протяженности железных дорог в мире, но на их долю приходится более 20% мирового грузооборота. Морской же транспорт в основном обслуживает экспортно-импортные потоки.

Далее. Россия - транзитная страна, обладающая самыми короткими транспортными маршрутами на пути из Европы в Азию. Совокупный объем торгового оборота между Европой и Азией составляет сегодня около 600 млрд дол. в год. Даже СССР когда-то зарабатывал на транзите до 6 млрд дол. в год. Теперь Россия ставит цель довести объем транзита хотя бы до 10% от всего грузопотока.

Но пока реальные объемы в несколько раз меньше - нет логистической инфраструктуры, правда, работа по ее созданию уже идет. Например, к управлению портами России сегодня допущены в качестве акционеров крупные грузовладельцы и/или транспортные операторы, которые заинтересованы в создании современной инфраструктуры. Активно развивается работа в этом направлении в Московском и Санкт-Петербургском регионах.

Так, по оценкам экспертов, в Московском регионе необходимо создать логистическую инфраструктуру, основой которой станут логистические и транспортно-грузовые центры, терминалы, склады класса А общей площадью 2, 0 млн

В 2004 г. запланировано строительство логистических центров в Московском регионе (склады класса А) площадью 430 тыс. кв. м, из которых 30% построят экспедиторские компании и 70% - торговые. Такая тенденция скорее всего сохранится на ближайшие 2-3 года. кв. м, на что потребуются инвестиции в размере 1, 2- 1, 5 млрд дол.

Партнерство, но на равных

Совершенствование технологий за последние пять лет в Европе изменило подход компаний к проектированию цепей поставок и увеличило ожидания потребителей от логистических провайдеров. Эти изменения создали беспрецедентные возможности для логистических провайдеров (операторов), которые могут управлять информацией о цепях поставок так же эффективно, как они изначально управляли физическими активами.

Сколько времени уйдет на формирование нового подхода у российских компаний, спрогнозировать трудно. Главное сегодня - рост количества экспедиторов, заинтересованных в совершенствовании своих технологий. Европейские провайдеры логистических услуг уже пришли на российский рынок, большинство из них готовы к сотрудничеству с российскими транспортно-экспедиторскими компаниями.

***

Логистика закупок

* Учет, контроль и управление входящими потоками.

* Составление плана закупок.

* Календарное текущее планирование поставок.

* Работа с коммерческими контрактами на стадии их заключения.

* Отслеживание исполнения коммерческих контрактов на стадии отгрузки (совпадение планируемых параметров отгрузки с фактическими).

* Работа с транспортной компанией при самостоятельном вывозе товаров от поставщика либо с его отделом логистики, если в соответствии с коммерческим контрактом поставщик сам довозит товар до вашей компании.

* Оптимизация товарных потоков на основе плана отгрузок.

* Налаживание системы отслеживания подачи транспорта под загрузку.

* Предоставление информации о статусе отгрузки в любой момент времени по требованию других отделов.

***

Производственно-складская логистика

* Определение необходимого и достаточного страхового (нормативного) запаса.

* Учет и контроль производственных и/или складских страховых запасов.

* Учет и контроль запасов в незавершенном производстве.

* Ведение статистики по поставщикам по показателям времени поставок и качества сырья/товара для последующей их вероятностной оценки.

***

Сценарии выхода западных компаний на новые рынки:

* приобретение ведущими логистическими предприятиями малых предприятий и предприятий, работающих на национальном рынке, для создания собственной сети;

* позиционирование европейских грузоперевозчиков как логистических интеграторов;

* размывание границ между транспортным предприятием и службой экспресс-доставки при выполнении ими функций 3PL;

* реинжиниринг цепей поставок в ответ на потребности клиента иметь дело только с одним поставщиком услуг, а именно с интегратором, то есть 4PL, который отвечает за все проводимые работы.

***

Логистика продаж

* Учет, контроль и управление исходящими потоками.

* Составление плана продаж.

* Календарное текущее планирование поставок клиентам.

* Работа с коммерческими контрактами по продаже товара на стадии их заключения.

***

Финансовая логистика

* Планирование логистического бюджета.

* Ведение логистического бюджета.

* Сравнение с данными по бюджету, получаемыми из бухгалтерии (ежемесячно).

* Выяснение причин при расхождениях этих данных.

* Сравнение факта с планом и предупреждение возможного превышения запланированных расходов.

* Обоснование изменений в планах.

* Факторный анализ логистического бюджета.

***

Средние значения показателей эффективности логистики (2003 г.)

Годовой объем реализации (в т) к среднегод. запасу (в т) 14, 04

Среднегодовой запас (в руб.) к среднегодовой стоимости оборотных активов (в руб.) 0, 55

Грузооборот всех складов компании (в т) к. общему количеству персонала всех складов 982, 95

Грузооборот всех складов компании (в т) к общей полезной площади хранения всех складов (в кв. м) 13, 18

Суммарные транспортные расходы компании (в руб.) к годовому объему реализации (в т) 639, 40

Годовой объем реализации (в т) на численность персонала компании, работающего в системе сбыта 869, 03

Графические материалы:

Показатели логистических издержек*

* Величину логистических издержек выражают общей денежной суммой затрат, денежной суммой в расчете на единицу продукта либо долей в объеме продаж.

Показатели логистического сервиса*

* Показатели обслуживания потребителей характеризуют относительную способность предприятия удовлетворять запросы и нужды потребителей.

Распределение логистических операторов по основному направлению деятельности, %

По данным КИА центра

Материалы доступны в бумажной версии издания

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости