Произведенная изготовителем продукция проходит целую цепочку организаций инфраструктуры, прежде чем попадает к потребителю.
Так, товар продается крупнооптовой организации, которая увеличивает цену на 20-30%, перевозится (наценка - 10% и более), поступает в мелкооптовую организацию, где фасуется, упаковывается (наценка - 20-30%), складируется, хранится (наценка - 10-20%), транспортируется (наценка - 10%) и поступает в розничную торговлю, где наценка на товар составляет 30-50%. И это если не считать наличия в цепочке недобросовестных посредников, которые, не обрабатывая товар, просто перепродают его, пользуясь наличием спроса.
Таким образом, в результате товародвижения от производителя до конечного потребителя стоимость товара увеличивается в 2, а то и в 3 раза по сравнению с заводской ценой.
В нашей стране нишу на рынке заняли люди, имеющие навыки торговли еще со времен плановой экономики. Доля финансовых ресурсов, приходящаяся на эту нишу, в 1, 5-2 раза больше той, что имеют сами производители. Очень важно, кому достанутся эти ресурсы и как они будут использованы.
Эффективным путем противостояния иностранным конкурентам в период интеграции торговли в мировом масштабе является создание российских комплексных торгово-транспортных логистических объектов и сетей.
Аналогично интеграции в международные системы финансового обращения, передачи информации (например, система Интернет), транспортировки жидких и газообразных энергоносителей (по нефте- и газопроводам) и электроэнергии Россия стоит перед необходимостью интеграции в международную сеть перемещения товаров с соответствующими институциональными механизмами и информационными подсистемами.
Переход на современные международные логистические технологии позволяет получить дополнительную прибыль в результате снижения стоимости продукции за счет обеспечения завершенности цикла "добыча сырья - переработка - производство - реализация готовой продукции".
Вполне реально существенно снизить транспортно-перегрузочные, экспедиторско-таможенные, инспекционные и охранные расходы в структуре цены продукции, сократить число излишних посредников и рейсов, складских запасов и лишнего транспорта на предприятии, повысить степень сохранности грузов, обеспечивая четкий контроль местонахождения и состояния в любой момент времени.
Социально-экономический эффект полной "логистизации" экономики соизмерим с эффектом таких этапов научно-технического прогресса, как электрификация, индустриализация, химизация, информатизация. Логистическая сеть может быть уподоблена энергетической сети или Интернету: если в первых передается энергия или информация, то в логистике - материальные потоки.
Однако спонтанное, нескоординированное создание разрозненных объектов инфраструктуры и несовместимых информационных систем - это не только омертвление крупных капиталовложений, но и усугубление торгово-транспортной изоляции хозяйствующих структур.
Это подтверждает необходимость максимально комплексного подхода к формированию механизмов интеграции торгового, транспортного и складского хозяйства России в комплексную систему товародвижения. Без организации отечественных логистических организаций и сетей, способных конкурировать с иностранными, это сражение нам не выиграть.
Графические материалы:
Факторы успешного развития предприятий розничной торговли (по десятибалльной шкале)
Наиболее эффективная стратегия поведения российских розничных сетей в конкуренции с западными компаниями
Материалы доступны в бумажной версии издания
Материалы подготовили В. Мусинов, М. Антонцева, обозреватели "ЭЖ"