Посредник посреднику рознь
На какие основные классы можно сегодня поделить логистические компании на мировом рынке?
Л. Соловейчик, подписчик "ЭЖ"
В зависимости от уровня интеграции и координации логистической деятельности можно выделить 3 основных класса логистических компаний:
* узкофункциональные логистические посредники (транспортные компании, экспедиторы, склады общего пользования, грузовые терминалы, таможенные брокеры, агенты, стивидорные и страховые компании, фирмы по оказанию информационно-консалтинговых услуг в области логистики);
* 3PL провайдеры - фирмы, оказывающие комплексный логистический сервис для клиента (промышленной, торговой или сервисной компании);
* 4PL провайдеры - системные логистические интеграторы.
Узкофункциональные логистические посредники занимают область рынка классических логистических услуг: транспортировка, грузопереработка и складирование.
3PL провайдеры расширяют спектр услуг так называемой контрактной логистики за счет объединения нескольких (или подавляющего количества) логистических функций и координации их в рамках единого оператора.
Поле системных логистических интеграторов (4PL провайдеров) образуется путем качественного расширения выполняемых функций, системного подхода к управлению ключевыми логистическими бизнес-процессами, интеграции и координации действий фокусной компании и ключевых контрагентов в цепи поставок, включая формирование их эффективной цепи и обмен данными между контрагентами цепи в реальном масштабе времени с помощью современных информационных систем и технологий.
***
Потенциалы роста
Можно ли оценить потенциал рынка для 4PL провайдеров?
М, Смирнянский, программист-технолог
Весьма проблематично. На основе изучения логистики 4PL провайдеров в Германии Берлинским техническим университетом было установлено, что в 2002 году доля их услуг составила примерно 3% от общего объема логистических услуг важнейших отраслей Германии, а объем - 4, 2 млрд евро.
Так как ожидается, что промышленные и торговые предприятия все чаще будут передавать свои функции в сфере информационной и операционной логистики компаниям 4PL профиля, то потенциальный оборот 4PL провайдеров должен быть еще выше, хотя значительная часть из этих функций будет передаваться узкофункциональным логистическим посредникам и 3PL провайдерам. Можно предположить, что в ближайшей перспективе самый значительный рост передачи в аутсорсинг комплексных логистических функций будет именно на поле деятельности 4PL провайдеров.
***
Спектр услуг все шире
Какие тенденции развития в наибольшей степени сегодня свойственны крупным логистическим компаниям?
И. Журавлев, г. Москва
Многие логистические фирмы непрерывно расширяют спектр своих услуг и концентрируются на наиболее растущем сегменте контрактной (3PL) логистики, который занимает сегодня в ЕС около 30% от общего объема рынка логистического сервиса. На основе анализа сегодняшней ситуации по части видов логистической деятельности, отданных в аутсорсинг, которые составляют также примерно 30%, объем контрактной 3PL логистики за 2003 год составил примерно 19 млрд евро. Контрактной логистике, которая находится в зоне действия 3PL провайдеров, приписывают большой потенциал роста.
На данный момент рынок еще очень фрагментарен. Самые большие логистические компании в этом сегменте - Exel Logistics и Danzas - занимают всего лишь 3% рынка. Тринадцать самых крупных предприятий в европейской контрактной логистике имеют в этом сегменте рынка общую долю всего 15%. Так как многие промышленные и торговые предприятия все больше концентрируются на своих основных функциях, таких как исследования и развитие продукта, производство и маркетинг, то от логистических компаний требуют все большего спектра услуг, входящего в базовую стоимость, а также координирующих функций. Компании, осуществляющие комплексный логистический аутсорсинг, ожидают для себя снижения расходов или хотя бы гибкую тарифную сетку и стараются избежать инвестирования собственных средств.
3PL провайдеры логистических услуг несут ответственность по условиям контрактов за многие выполняемые ими операции. Примерами тому служат такие виды деятельности, как обработка заказов, разработка документации и контрактов, система платежей, конечная доставка до потребителя, их обслуживание и послепродажный сервис.
В промышленности и торговле наметилась тенденция к снижению цены товаров за счет уменьшения расходов на контрактную логистику. Стремления к высокой индивидуализации логистических услуг в связи с пожеланиями конечных потребителей оказывают положительное влияние на рынок контрактной логистики в целом. В контрактной логистике отмечаются предложения 3PL провайдеров с личной ответственностью за обслуживание части цепи создания стоимости и предоставление этих услуг заказчику на долгосрочных партнерских отношениях. Таким образом, их объединяет не одноразовый контракт, а среднесрочные и долгосрочные обязательства.
В настоящее время большинство логистических посредников - экспедиторских компаний - своей стратегической целью ставят развитие предоставляемых услуг, позволяющее компании стать глобальным логистическим партнером - 3PL провайдером для своих клиентов.
***
Клиент определяет функции
Транспортные компании - чаще всего узкофункциональные логистические посредники или их функции все-таки шире?
К. Иваненко, подписчик "ЭЖ"
Традиционные транспортные компании как самостоятельные предприятия предполагают в основном сбор и развоз товаров в региональной (местной) зоне деятельности. В зависимости от величины транспортного предприятия маршруты движения могут быть национальными или международными. Подавляющая часть транспортных компаний занимает региональную или национальную нишу. Транспортные предприятия сфокусированы на необходимых профессионально-технических видах деятельности.
Стабильный объем работ и долгосрочность деловых взаимоотношений с клиентами - скорее исключение, чем правило. Именно на фоне относительно узкого круга клиентов и нерегулярных единичных заказов главной задачей большинства перевозчиков становится равномерное распределение нагрузки на собственные транспортно-производственные мощности и ресурсы. Работа через Интернет на биржах транспортных услуг и логистических рынках дает сегодня возможность для расширения круга клиентов и увеличения числа заказов.
Наряду с перевозчиком основным логистическим посредником в перевозке является транспортно-экспедиционная фирма (или экспедитор). Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от своего имени или от имени клиента договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Дополнительными услугами, оказываемыми экспедитором клиенту, как правило, являются:
* получение документов для экспорта-импорта грузов;
* выполнение таможенных формальностей;
* проверка количества и состояния груза;
* погрузка-разгрузка транспортных средств;
* уплата пошлин, сборов и других расходов, связанных с транспортировкой;
* хранение, складирование, сортировка, комплектация груза;
*" информационные услуги, страхование.
***
Звенья одной цепи
Включение логистических операторов в общую цепь поставок производственного предприятия идет непоследовательно и недостаточно активно. По идее все затруднения должны устранять специально приспособленные для этого SСМ-технологии "Управление цепями поставок" и компании, их реализующие.
Но в жизни все сложнее. Была бы интересна точка зрения экспертов "ЭЖ".
К. Михайлов, управляющий логистической фирмой
SCM (Supply Chain Management) стала все в большей мере практикующейся концепцией менеджмента. Основным пунктом этой концепции является оптимизация логистических бизнес-процессов во всей цепочке поставок предприятий, начиная с конечного потребителя и заканчивая поставщиками первичного сырья. Наблюдающееся в последние годы увеличение фокусирования задействованных предприятий на своих основных компетенциях привело к повышению фрагментации производственных процессов через аутсорсинг неключевой деятельности различных предприятий.
Этот аутсорсинг вызвал значительную вертикальную дезинтеграцию производственных процессов в SCM и увеличение логистических расходов. SСМ-решения выигрывают только на тех рынках, где от поставщиков ждут кратчайших сроков поставок и разнообразия предлагаемых вариантов логистического сервиса. Отсюда вытекает повышение степени комплексности всех процессов и эффективной информационной поддержки. Приспособленная IТ-инфраструктура компаний стала ключевым фактором для процветания SCM. С увеличением распространения недорогой возможности обмена электронной информацией открылись новые перспективы для противодействия фрагментации через связь концепции электронного бизнеса и SCM посредством информационных SСМ-технологий. Поэтому логистические операторы будут требоваться по большей части в качестве так называемого 4PL провайдера, который возьмет на себя общее планирование и управление всеми логистическими операциями на протяжении всей цепи поставок.
***
Международный сервис по-крупному
Какие функции выполняют международные транспортно-экспедиторские компании?
В. Петров, г. Мурманск
Многие транспортно-экспедиционные фирмы, располагая крупными грузовыми терминалами, осуществляют долговременное складское хранение продукции, а в ряде случаев выкупают ее, выполняя функции крупных оптовых торговых посредников. Интегрируя логистические операции, связанные с транспортировкой, складированием, хранением, грузопереработкой, консолидацией и продажей продукции, транспортно-экспедиционные фирмы, по существу, преобразуются в 3PL провайдеров.
К функциям международных транспортно-экспедиторских компаний относятся:
* квотирование грузовых отправок;
* бронирование места на транспортном средстве;
* оформление таможенных документов, содействие в подготовке сертификатов и получении лицензий;
* оформление деклараций (в РФ - ГТД, ДТС, КТС, ДКД, временная декларация);
* оформление и содействие в получении консульских фактур;
* подготовка транспортных накладных и других сопроводительных документов согласно инструкциям клиента;
* погрузка-разгрузка, обработка грузов, сортировка по направлениям, взвешивание, упаковка согласно международным требованиям перевозки для каждого вида транспорта;
* страхование грузов на всем маршруте перевозки либо на конкретном отрезке пути;
* предоставление складских услуг в порту, грузовом терминале;
* предоставление услуг интермодальной (мультимодальной) перевозки;
* предоставление собственных транспортных средств и транспортной тары (поддоны, контейнеры);
* получение наличных денег с получателя груза для последующей передачи/перечисления отправителю.
На вопросы читателей "ЭЖ" отвечали В. Сергеев, д. э. н., президент Национальной логистической ассоциации России; В. Дыбская, д. о. н., профессор, зав. кафедрой логистики ГУ - ВШЭ