На фоне активизации иностранных сетей в Москве - гипермаркеты, супермаркеты, продовольственные дискаунтеры - российские розничные компании начали активное развитие в регионах. Приход западных сетей на российский рынок привел к повышению требований к логистике дистрибуторов и производителей.
В настоящее время в России насчитывается более 6000 дистрибуторских компаний, многие из которых находятся в стадии консолидации или рассматривают такую возможность. Также наблюдается интерес производителей к инвестициям в дистрибуцию и создание альянсов. Возникает необходимость в управлении цепями поставок (Supply Chain Management).
В условиях ужесточающейся конкуренции возрастает роль стратегии на удержание клиента. Возникает новый эталон организации логистической системы предприятия - аутсорсинг, при которой логистическая функция компании передается внешнему квалифицированному провайдеру. Выполняя отдельные операции и осуществляя интегрированное управление, логистические провайдеры предлагают наиболее эффективные решения для клиентов.
Молодому рынку логистических услуг не миновать серьезной атаки коллег с Запада. Если учесть их значительные финансовые возможности и наработанные связи с транснациональными корпорациями, то преимущество западных логистических компаний становится очевидным.
Развитие российских провайдеров логистических услуг во многом сдерживается нехваткой капитала и недостатком опытного управленческого персонала.
Отечественный капитал четко обозначил свой интерес к логистике: активно ведется строительство складов, внедряется современное программное обеспечение. Появились инвестиции западного капитала в логистику. Так, например, Международная финансовая корпорация (IFC) впервые стала сотрудничать с российскими железнодорожными перевозчиками. Совет директоров IFC одобрил предоставление 40 млн дол. компании "Северстальтранс" и 60 млн дол. - транспортной компании "Русский мир". В апреле IFC также подписала соглашение о предоставлении долгосрочного кредита размером 7, 5 млн дол. двум российским компаниям - ЗАО "Кулон Девелопмент" и ЗАО "Кулон Эстейт", специализирующимся на развитии складской инфраструктуры и логистики, - для строительства двух современных офисно-складских комплексов общей площадью 40 тыс. кв. м.
Однако инвестиций только в строительство складских объектов и подвижной состав недостаточно. По-прежнему остро стоит вопрос внедрения методологии Supply Chain Management в практику реального бизнеса. И в данном случае привлечение западных инвесторов, специализирующихся в области логистики, может стать одним из инструментов внедрения.
На российском рынке появился первый и пока единственный целевой проект Logistics Capital Management (LCM), направленный на привлечение прямых инвестиций в логистику, на финансовую и консультационную поддержку устойчиво развивающихся российских провайдеров логистических услуг. LCM представляет на российском рынке фонд прямых инвестиций с общим капиталом около 100 млн дол., профессиональная команда LCM объединяет специалистов в области логистики и финансов, обладающих знаниями и реальным опытом решения инвестиционных задач в России.
Инвестиционная стратегия основана на принципах управленческого партнерства, долгосрочного сотрудничества, на опыте и знаниях высокопрофессиональной команды логистов и экономистов. Размер целевых инвестиций варьируется от 500 тыс. до 15 млн дол. на один проект в зависимости от этапа и цикла финансирования.
Графические материалы:
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов (млн дол.)
Материалы доступны в бумажной версии издания
Материалы подготовили В. Мусинов, М. Антонцева, обозреватели "ЭЖ"