Латвийская таможня не выходит из комы
лиже к концу минувшей недели и без того полукоматозное состояние латвийской таможни, потерявшей почву под ногами в связи с вступлением в ЕС, достигло своего апогея. Неприятные сюрпризы изо дня в день росли как снежный ком, и стало очевидно: проблемы не только в техническом аспекте работы ИТ-систем. Дошло до того, что в ситуацию вмешался и взял ее под свой контроль министр финансов. Ситуация нагрелась до критической точки, и лавиной нарастающей напряженности "снесло" директора Главного таможенного управления (ГТУ) СГД Мартиньша ТОЛСА - в субботу глава Минфина Оскар СПУРДЗИНЬШ принял решение отстранить чиновника от занимаемой должности.
Олег МАЛИНИН
Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что первые 10 дней в условиях Европейского союза стали совершенно беспрецедентным по своей драматичности периодом в жизни латвийской таможни и предпринимателей. Сведения о развитии ситуации напоминали сводки боевых действий и информационную войну. Редакция оказалась под перекрестным огнем живых "репортажей" с контрольных пунктов и невозмутимых докладов центрального аппарата Главного таможенного управления СГД ЛР. Их полная противоположность, мягко говоря, озадачивала.
Не верь глазам своим!
Итак, отказ ИТ-систем, практически парализовавший оформление грузов 5 и 6 мая, ГТУ благополучно объяснило: оказывается, по "счастливому" стечению обстоятельств именно на фоне неразберихи в первые дни после вступления в ЕС и предпринимательский модуль программы MCC, и саму базу данных о транзите NCTS поразил вирус. К четвергу, по словам таможни, его последствия были полностью устранены.
В пятницу днем пресс-служба таможенной администрации распространила сообщение для СМИ: "Очереди наблюдаются только на двух контрольных пунктах; грузы хоть и медленнее, чем обычно, но все же оформляются - к примеру, в среду и четверг благополучно прошло 1555 деклараций, а 7 мая - 1421; должностные лица ГТУ сами посетили многие посты и убедились: все системы работают нормально".
Специалист по связям с общественностью ГТУ Марика Лидака дополнительно сообщила , что несмотря на острую критику, таможенная администрация к функционированию в новых условиях подготовилась хорошо, в том числе и в техническом плане. Все ИТ-системы работают, как положено, и об этом свидетельствуют факты: после устранения неполадок, вызванных вирусом, в электронном виде оформлено несколько тысяч деклараций".
Вопреки бодрому рапорту Службы госдоходов последние данные, обобщенные Латвийской ассоциацией логистики и таможенных брокеров к двум часам дня пятницы, свидетельствовали об обратном. Вот дословные выдержки из пресс-релиза общественной организации: "Одному из таможенных складов в Риге после двух суток попыток удалось "пропихнуть" одну декларацию. Рекордом среди контрольных пунктов является 4(!) аналогичных документа, оформленных от начала рабочего дня до обеда".
Что делать и кто виноват?
Президент Латвийской ассоциации логистики и таможенных брокеров Айвар Тауриньш пояснил в беседе с : "С тех пор, как были восстановлены ИТ-системы, вскрылись новые проблемы, о которых никто понятия не имел, пока компьютерные программы не работали. Оказывается, методические указания ГТУ по заполнению деклараций, изданные в последние дни апреля, отличаются от того, что требует софт. То есть если четко соблюдать "инструкцию по эксплуатации", то груз невозможно оформить даже при нормально функционирующей технике".
По убеждению главы ассоциации, единственный выход в данной ситуации - объявить чрезвычайное положение и временно перейти на бумажную процедуру. "Однако мы наблюдаем замкнутый круг: аварийный режим объявляется на местах, если софт дает сбой. Но региональный таможенник не спешит этого делать - ведь "центр" рапортует, что все в порядке. В противном случае чиновник на контрольном пункте докажет обратное и подставит свое начальство", - подчеркнул собеседник .
А.Тауриньш также добавил: если заполнить транзитную декларацию и отправить ее в таможню, там попросту не будут знать, как ее оформить и утвердить, потому как сотрудники ГТУ этому еще только учатся. Даже при условии технически исправной системы сразу выявились другие болезни - недостаточная квалификация таможенников, отсутствие методических указаний, другие упущения... Вкупе это все равно не дает возможности реально работать.
Так кто же прав и каково истинное положение вещей? Судя по всему, министр финансов Оскар Спурдзиньш в большей степени склонен верить предпринимателям и объективной реальности. В субботу к вечеру он устно поручил и.о. гендиректора СГД Неллии Ездаковой отстранить М.Толса от исполнения обязанностей директора ГТУ. Причина: неготовность таможни к ЕС. Официальное распоряжение должно быть подписано сегодня, 10 мая.
Печальный P.S.
Как известно, беда не приходит одна. Еще об одном неприятном сюрпризе сообщили генеральный секретарь Латвийской национальной ассоциации судовых брокеров и агентов Раймонд Томс и представитель компании Kompass-Tranzits Эгил Кратиньш. Из-за разночтений в применении нового налогового законодательства прекращено снабжение заходящих в латвийские гавани судов.
В трактовке нашей таможни ситуация выглядит следующим образом: если судно ходит под флагом одного из государств Евросоюза (не важно - международного оно сообщения или нет), то все товары, поставляемые на него с берега, должны облагаться налогами - НДС, акцизным и т.д. Самое интересное, по словам г-на Кратиньша, что европейские коллеги очень удивлены таким подходом. Они снабжают аналогичные суда без какого-либо налогообложения.
Другая проблема - обеспечение горючим. Танкер, сухогруз или морской лайнер - это не машина. У каждого специфические требования к содержанию в нефтепродуктах серы и т.д. Перед бункеровкой (заправкой) судна топливо надо подготовить. По мнению местной таможни, это разрешено делать только на акцизном складе. А последний, в свою очередь, одновременно не может являться таможенным складом.
Получается: чтобы смешать горючее до нужной кондиции, топливо следует сначала растаможить! Кто же из иностранцев будет покупать его по неконкурентоспособной цене? По словам собеседников , обе упомянутые проблемы приведут к тому, что ни одно судно ничего в Латвии приобретать не будет.