При дефиците подвижного состава перевозочный процесс можно оптимизировать эффективной организацией информационного взаимодействия.
Сегодня перед транспортной системой государства стоят серьезные проблемы. К примеру, при мультимодальных перевозках, которые доминируют у нас в стране, простои грузов в местах перевалки достигают 70 процентов от общего времени транспортировки. Система дистанционного управления продвижением грузопотоков развита недостаточно, а мониторинг возможен лишь на некоторых видах транспорта и практически отсутствует в крупных транспортных узлах. Нет открытой информации в реальном режиме времени по тарифам, ресурсам подвижного состава, графикам движения, действующим нормам и правилам по всем участникам рынка перевозок. Это не позволяет выстраивать эффективные логистические схемы, ведет к росту транспортной составляющей в конечной цене продукции.
Основные направления информационного обеспечения перевозок и создания единой сети транспортно-логистических центров были обсуждены не так давно в рамках межведомственной конференции "ТелекомТранс-2004" на заседании секции "Телекоммуникационные и информационные технологии в транспортной логистике". На нее были приглашены представители компаний-перевозчиков, морских, речных портов и страховщики. Никто из участников не отрицал, что на транспортном рынке страны должен действовать единый, унифицированный стандарт документа, которым могли бы пользоваться железнодорожники, портовики, моряки и компании-перевозчики. Но достичь согласия оказалось непросто. У каждой фирмы на рынке перевозок свой интерес, и корпоративные амбиции вредят общему делу.
Мировой опыт перевозок грузов показывает, что связующим звеном на стыке нескольких видов транспорта является центр логистики. Он должен использовать новейшие информационные технологии по автоматизированному расчету графика всего транспортного процесса и контроля его исполнения. Показателен пример взаимодействия железной дороги с морскими портами. Оно строится на договорной основе, по принципу заданного срока подвода вагонов под разгрузку с учетом ответственности за задержку.
ОАО "РЖД" обладает информационной базой, отслеживающей грузопоток от погрузки, продвижения и сортировки до выгрузки в пункте назначения. Подобного рода системы имеются в портах, у экспедиторов и таможенников. Задача заключается в разработке таких программных технологий, которые объединили бы базы смежников, формировали посуточную программу действий железнодорожников, портовиков, экспедиторов с учетом возможностей каждого.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны на Северо-Кавказской магистрали. О них подробно рассказал главный инженер Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания Андрей Катаев. В Новороссийске успешно эксплуатируется Автоматизированная система концентрации управления погрузочными ресурсами для припортовых станций (АСКУПР/ПС). Ее назначение - информационное обеспечение единого технологического процесса станции и порта, организации взаимодействия в плане прогноза и выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Таким образом, здесь практически реализованы функции "безбумажной технологии". Для представления масштабов предстоящей выгрузки в системе рассчитываются данные о подходе вагонов в прогнозируемое место подачи (ПМП) с указанием района порта, причала и даже места на причале для производства грузовых операций. ПМП имеет большое значение и для определения пути сортировочного парка при разборке состава. Взаимодействие АСКУПР в Новороссийске с сортировочными станциями Батайск и Краснодар-сортировочный позволяет формировать поезда для конкретных районов порта. Сохранение информации о грузе и его передислокации позволяет восстановить историю продвижения вагона для оказания помощи в нештатных ситуациях и при розыске подвижного состава. При содействии Департамента управления перевозками разработана система автоматизированного регулирования погрузки в адрес портов и пограничных переходов "Грузовой экспресс". Эта система уже внедрена в Новороссийске на базе АСУ ОЦ.
Безусловно, большой вклад в процесс организации перевозок внесет и новая автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов "ЭТРАН". Сотрудники ЦФТО ОАО "РЖД" совместно с Новороссийским морским торговым портом в настоящее время разрабатывают соглашение об электронном обмене данными. В частности, компания будет передавать портовикам в режиме реального времени информацию о номере и индексе поезда, дату фактического отправления груза, сведения о задержках отправления или прохождения вагонов по транзитным дорогам, прибытии в пункт назначения, упаковке и маркировке груза. ОАО "НМТП" в свою очередь будет передавать железнодорожникам сведения о дате получения груза, номере складского документа, о приеме товара, его наименовании, номере вагона и накладной, весе, дате погрузки на судно и его отходе.
Таким образом, электронный обмен данными позволит контролировать процесс движения грузов в адрес порта и доставку.
Новороссийск является крупнейшим транспортным узлом на юге страны. И через его порт проходит основной поток иностранных грузов. В прошлом году выгрузка экспортных и транзитных грузов здесь составила 16,49 миллиона тонн (106,7 процента). Развитие и внедрение информационных технологий взаимодействия магистрали и порта будут способствовать дальнейшему наращиванию объемов перевозок и перевалки, снижению количества "брошенных" поездов и в итоге увеличению прибыли железнодорожников и портовиков.
Сочи.
***
Развитие и внедрение информационных технологий взаимодействия магистрали и порта будут способствовать дальнейшему наращиванию объемов перевозок и перевалки грузов.