Бананы стали в России такими же привычными фруктами-овощами, как яблоки и морковь. За последние пять лет потребление их у нас возросло вдвое. Потому что фрукт хотя и импортный, но полезный. С этим согласны не только потребители, но и диетологи. И тем не менее по потреблению бананов на душу населения Россия по-прежнему значительно уступает развитым странам.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФРУКТ
Геннадий Зюганов стоял посреди толпы электората образца 1996 года и вещал: "Превратили Россию в банановую республику! Крутом одни бананы продаются. Нормальному человеку есть нечего, а тут бананы кормовые". Похоже, что этот малый уже тогда потерял связь с жизнью, потому что городские лотки с бананами и прочими экзотическими фруктами самой лютой зимой в России - это как раз то, что понимает как благо любой электорат. Даже тот, которому не нравится второе и последнее после бананов достижение нового русского капитализма - свобода слова.
Главный коммунист не зря брызгал слюной: бананы в СССР были фруктом высокой номенклатуры. Остальные могли надеяться лишь на то, чтобы один раз в году побаловать детей мелкими и жесткими мандаринами под Новый год. И, конечно, если постараться - ящик "китайских" яблок. У красных вообще были отдельные отношения с фруктами: достаточно вспомнить свежие персики Жданова в блокадном Ленинграде. Но с бананами все очень просто: их отсутствие в широкой продаже десятилетиями советской власти - это не коммунистический заговор. Плановая социалистическая экономика не могла справиться с такой деликатной вещью, как транспортировка, складирование и продажа бананов. Логистика импотентов не могла справиться, собственно, даже с капустой и картошкой, что же говорить о бананах. Но чем дальше, тем становится яснее, что о бананах говорить нужно.
При советской власти была еще одна торговая сеть - рыночная, где уже тогда доминировали представители различных диаспор - азербайджанской, армянской, абхазской и т. д. Все знали, кто лучше всех может торговать мандаринами, а кто грушами, кто - арбузами, а кто - дынями. Кстати, именно диаспоры стали основным проводником экзотических фруктов в страну, когда государственные сети рухнули окончательно.
При этом методы работы представителей традиционных торговых наций всегда оставались одними и теми же. Ухоженные, обрызганные водой живописные фрукты для конечного потребителя, то есть розница (зайдите на любой рынок типа Черемушкинского), привезенные со старых, прогнивших овощных баз советской эпохи (оптовые операции). Минимум расходов на этапе закупки, хранения и транспортировки (взятки милиции включены) и максимальная цена для конечного потребителя - цена на рыночные фрукты кусается по-настоящему.
Белое налогообложение заменено черным налогом - взятки чиновникам и расходы на "крыши" - такие же этнические либо вполне славянские - в фуражках и погонах. Схема бизнеса не менялась веками: купили, привезли, продали, "распилили" прибыль, "затихарили" налоги и - спать спокойно. А теперь попробуйте вот с такой торговлей войти в ВТО хотя бы.
Не случайно первые систематические завозы бананов в страну после объявления смены общественного строя осуществлялись транснациональными корпорациями типа Chiquita.
В 1994 году и среди российских коммерсантов выросло понимание того, что фруктами можно торговать не только средневековыми методами, но и по международным стандартам. А в 1996 году была организована компания, которую теперь можно назвать старожилом российского бананового рынка - JFC (Joint Fruit Company).
1998 год с его кризисом вытолкнул из страны иностранные корпорации. Местным торговцам пришлось закрывать бреши самостоятельно. Так что 1998-й можно считать годом рождения более или менее структурированного, местами прозрачного фруктового бизнеса в России.
БАНАН КАК ОН ЕСТЬ
- Внешне банановое дерево с раскидистым веером широких и длинных (до 4 м) листьев напоминает пальму. Банан - растение травянистое, древесины в нем нет никакой, а 40-сантиметровой толщины "ствол" сложен из слоев налегающих друг на друга листьев, которые образуют полую трубку. Наиболее высокие формы растений достигают 8-15 м, в то время как карликовый банан (Musa acuminata) не поднимается выше 2 м. Полагают, что современные культурные бананы возникли в результате скрещивания банана заостренного (М. acuminata) и банана Бальбиса (М. balbistana).
Пока банан еще находится в Эквадоре, Колумбии и прочих республиках, чья экономика строится на росте и продаже бананов, он подвергается не только снятию с "ветки" зеленым, но и охлаждению в пластиковых пакетах, где не слишком много кислорода. Пакеты затем укладываются в картонные коробки. Из коробок торчат ушки пластиковых пакетов.
Затем его транспортируют в холодные страны вроде нашей. Везут на специальных судах, название которых даже в нашем морском институте, в котором я учился, вызывало гомерический смех: судно называется "банановоз". При всем легкомыслии названия это одно из самых сложных по конструкции судов. Дело в том, что по всей высоте трюма на протяжении рейса должна сохраняться одинаковая температура с погрешностью плюс-минус Г.
Привезя сонно-зеленый банан в страну поедания, оптовик отправляет бананы на дозревание. Как только пластиковые ушки отрезаны в камере дозревания с добавлением этилена, гроздь бананов начинает созревать, то есть желтеть при температуре + 18°. С этого момента время на хранение и продажу исчисляется неполной неделей. Если вы не успеваете донести банан до конечного покупателя за этот срок - все, майнайте фрукт за борт.
Но весь путь банана до вашего рта должен быть серьезнейшим образом логистически выстроен, иначе сплошные убытки.
ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ
Банан-четвертая по важности сельхозкультура мира. Годовое производство приближается к 65 млн т. Производство его сконцентрировано в Африке, Азии, на Карибских островах и в Латинской Америке, всего в 85 странах. Около 20% выращенных бананов (в основном это сорт "кавендиш") участвует в международной торговле. При этом мощные страны-производители типа Индии и Бразилии практически не играют на этом рынке. А самое большое потребление бананов на душу населения в Уганде, где съедается все, что выращивается.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, годовой оборот от продажи бананов составляет $5 млрд. При этом США потребляет 31 % всего экспорта бананов в мире, ЕЭС - 30%, Россия - 7%.
Крупнейшие игроки российского рынка экзотических фруктов (бананов и не только) - компании JFC и "Сорус". По приблизительным данным, 45% рынка фруктов (это значит $340 млн оборота в год) принадлежит JFC (ее возглавляет Владимир Кехман), 20% - у компании "Сорус" (президент Валерий Лиуецкий). Остальное - у "Балт Фрут", Sunway Trading, "Фрут Бразерс" и прочих более мелких; весь Дальний Восток занят китайцами, которые еще меньше, чем азербайджанцы, заинтересованы в публикации своих доходов и успехов.
С 1999 года годовое потребление бананов жителями России возросло с 2, 5 кг на человека до 5, 5 кг. В так называемых развитых странах потребление бананов оценивается в 8 - 13 кг на человека. 91% бананов привозят в Россию из Эквадора, 9% - из Колумбии. Если посмотреть на остальные секторы фруктового рынка, то одна только JFC привозит цитрусовых 41% из Марокко, 21% - из Аргентины, 21% - из ЮАР, 4% - из Испании, 13% - из Египта.
Тот ЕЩЕ ФРУКТ
Главное в банане - он не растет в России. Это означает, что люди, привозящие сюда этот фрукт, не вступают ни в какие отношения с антимонопольными ведомствами - нет конкуренции с отечественным производителем. Тем не менее страна берет пошлину с коробки в размере $ 1, 20. "Это примерно 10% от стоимости, - говорит Владимир Кехман. - Иногда это меньше справедливой цены, иногда больше - все зависит от конъюнктуры внешнего рынка. ГТК измеряет все одним махом. После того как восточноевропейские страны вступили в ЕС, Россия осталась единственной страной, где налог на банан минимален". Получается, что торговля бананами практически полностью избавлена от бюрократического гнета, который так мешает развитию других видов бизнеса. Значит, ее можно считать модельной для развития бизнеса по-русски.
И впрямь. 1990 -1996 годы - время "дикого" бизнеса: быстрые хаотичные продажи, тотальная неуплата налогов, использование советских овоще-баз, диверсифицированная, бессистемная розница, робкие попытки западных гигантов выйти на рынок. 1998 год - уход с рынка западных компаний, выход русских торговых конгломератов из тени. 2000 - 2004 годы - развитие собственной инфраструктуры, заключение долгосрочных контрактов с западными производителями, вложения в транспорт, хранение и розничные сети, европейский тип логистики, введение SAP, эмиссия ценных бумаг. То есть русский банан развивается вместе со страной и, судя по всему, так, как должны были бы развиваться все отрасли, которые не сидят на нефтяной трубе.
"У нас четыре своих "банановоза" Iсе-класса, остальные в контракте, - рассказывает Владимир Кехман. - Мы вышли на московский рынок овощной и фруктовой розницы, построили семь терминалов по стране. У нас только камер газации бананов 100 штук на 250 тыс. коробок в неделю".
В феврале 2003 года JFC купила контрольный пакет акций крупнейшего поставщика плодоовощной продукции Москвы и Московской области - ООО "Фруктовый центр "Новые Черемушки"", чтобы закупленные и привезенные фрукты не были уничтожены на "последней миле", как говорят связисты. Заполучив в управление "Фруктовый центр", JFC стала сотрудничать со всеми московскими сетями: "Копейка", "Пятерочка", "Дикси", "Метро", "Ашан", "Маркткауф", АБК, "Тандер" и др.
"То, что поставщик в лице JFC взял на себя не только доставку, но и всю логистику для розничной сети, не только удобно и сохраняет массу денег, но и приближает торговлю фруктами и овощами в России к европейской схеме", - считает Сергей Ломакин, гендиректор ТД "Копейка-Москва".
И это понятно. Достаточно проехаться по старым московским овощным базам, чтобы вспомнить тот факт, что при советской власти директор овощебазы зарабатывал тем больше, чем больше овощей гноил в закромах родины. Но забудем про маленькие хитрости марксистской политэкономии. Главное, что ни к одной из баз нет нормального подъезда для нормальных траков европейского образца. И, стало быть, надо строить новые терминалы, желательно подальше от центра города.
"Мы владеем на сегодня 53 тыс. кв. м площадей, - говорит господин Кехман, - у наших конкурентов еще 15 тыс., а на одну Москву нужно 120 тыс.!" Не отстает и "Сорус". "У нас развитая инфраструктура и десять филиалов", - утверждает руководитель компании Валерий Линецкий.
Бизнес тем не менее отстает от самого быстро растущего сектора российского рынка не только инфраструктурой. Своих денег уже не хватает. Неудивительно, что JFC выпустила на рынок ценных бумаг облигации.
А еще она ввела на своих предприятиях систему SAP. В общем, похоже, что JFC ориентируется на продажу западным корпорациям, иначе зачем столько направленных на демонстрацию своей полной прозрачности телодвижений? Как бы то ни было, по ряду финансово-экономических показателей JFC Group может быть сравнима с такими транснациональными компаниями, специализирующимися на импорте фруктов, как Dole, Del Monte, Chiquita. Может, кто-то из них и станет в итоге покупателем русского бананового бизнеса