В Нижнем Новгороде состоялась окружная конференция "Логистика Поволжья: настоящее и будущее". Она собрала представителей организаций, занятых перевозкой грузов - железнодорожников, речников, автомобилистов, авиаторов, фирм, владеющих грузовыми терминалами.
Мы привыкли называть их конкурентами. Отчасти это, конечно, правильно. Но на конференцию их пригласили для того, чтобы поняли: они делают одно общее дело. Особенно это чувствуется в таких городах, как Нижний Новгород, где согласно концепции развития транспорта нашей страны должны пересекаться международные транспортные коридоры "Запад - Восток" и "Север - Юг". Это подразумевает, что здесь легко и беспрепятственно груз сможет "пересесть" с самолета на автомашину или из вагона на борт судна. Вот тут и просматриваются общие задачи и общие проблемы. Сотни тысяч тонн кузбасского угля не доставить в Поволжье ни на сухогрузах, ни на машинах, ни на самолетах. Клиенты, понятное дело, обратятся к железнодорожникам. А химические грузы из Предуралья в Череповец пойдут рекой и только рекой.
Потому задача - помогать друг другу, выстраивать транспортные перевозки в округе именно как систему, а не как случайно срабатывающие (или не срабатывающие, к сожалению, цепочки связей). Определить, где в них узкие места и общими усилиями "расшить".
Впрочем, многие такие места уже давно известны. В декабре ударил мороз, и на автомагистрали Москва -Нижний Новгород - Уфа, которая является частью международного транспортного коридора, образовалась пробка длиною 80 километров, которая не рассасывалась двое суток. Представьте себе состояние пассажиров, которым пришлось ночевать посреди поля в десятках автобусов. Но этим дело не кончилось. И из-за отсутствия комплектующих, которые везут из города Лысково, в Нижнем Новгороде остановился главный конвейер автозавода и на железной дороге прекратилась запланированная погрузка автомобилей.
Чтобы возобновить производство, заводские экспедиторы пробивались в Лысково из Нижнего Новгорода по снежной целине на бронетранспортерах. Через пару недель были оглашены имена виновников. Ими были два дорожных мастера, вовремя не высыпавших на дорогу песочек. Их наказали - лишили премии. И над этим смеялись водители: "Да не песок тут нужен - дорогу требуется нормальную построить! И не две полосы движения, а четыре!"
Изъяны транспортной системы больно бьют по интересам не одних только перевозчиков - по десяткам компаний, занятых перевозкой, по экономике региона, по обществу. Руководитель Инициативной группы по созданию Поволжской логистической ассоциации Андрей Иванов говорил о том, что Самарская и Ульяновская области потеряли значительную часть инвестиционной привлекательности из-за того, что огромные пробки образуются на переходах через Волгу возле Жигулевска и Ульяновска. Мосты, узкие, старые, давно уже не справляются с потоком машин. И спрашивается: кому нужны такие партнеры по бизнесу, к которым можно и не доехать с грузом - просто застрять в дороге на несколько суток?
Приятно смотреть на новые дороги Подмосковья, читать о транспортных кольцах. Но к провинции, к тому же Поволжью, это имеет очень отдаленное отношение. В Нижегородской области за полтора последних года не построено ни одного путепровода, третье десятилетие тянется вялотекущее сооружение обхода самого областного центра, и до двадцати тысяч машин в сутки проходит транзитом по улицам Нижнего Новгорода.
Вступление России в ВТО, по мнению Андрея Иванова, не просто обострит ситуацию - такие коммуникации превратятся из тормоза в развитии отечественной экономики в средство ее разрушения. Как? Да очень просто. В Восточную Европу, широко открывшую ворота на Запад, уже пришли иностранные логистические компании, мощные, с легкостью разорявшие местных перевозчиков. И они тут же принялись приспосабливать транспортные инфраструктуры под интересы западных монополий, игнорируя веками складывавшиеся внутренние связи, рынки.
В России, как известно, огромные пространства. И если не создавать свою логистическую инфраструктуру, то ее создадут иноземные фирмы. Но это будет транспорт того типа, который Иванов, не делая особых реверансов, назвал колониальным. Логистика будет построена на вывоз по магистральным линиям наших природных богатств и на встречные поставки "благ цивилизации", которыми, как известно, было принято щедро оделять туземцев еще со времен Колумба. Нужно ли нам это?
Выбора нет - российские перевозчики должны вести диалог с властью и обществом, причем не в столицах, а в той самой провинции, которая огромна и где острее всего ощущаются транспортные проблемы. По сути, конференция в Нижнем Новгороде и стала первым в регионах России широким диалогом транспортников с властью, поиском точек взаимопонимания. Ее не просто поддержал аппарат полномочного представителя Президента РФ в округе - одной из главных фигур на конференции стал первый заместитель представителя доктор экономических наук Сергей Обозов. Профессионалы вели напряженный, острый, разговор с профессионалом.
Перевозчики Поволжья накопили различный и оттого, вероятно, особенно ценный опыт в решении не только своих, но и общероссийских проблем. Из Московского региона сюда пришла крупная фирма "Логопром" - в созданную ею сеть терминалов вписался открытый нынешней зимой в Нижнем Новгороде Сормовский. Он располагает значительными мощностями для перевалки и хранения различных грузов, для таможенных операций и очень важен в точке пересечения двух транспортных коридоров. После долгого спада наращивают перевозки, причем во взаимодействии с другими видами транспорта, ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство", ОАО "Нижегородский порт". Свою нишу нашла небольшая, но эффективно работающая грузовая авиакомпания "Волга -Днепр". Но пожалуй, самый весомый багаж опыта у Горьковской железной дороги. Из года в год ей удается увеличивать скорости продвижения груза, спектр предоставляемых клиентам услуг, добиваться все большей четкости во взаимодействии с партнерами. Главный инженер дороги Михаил Логинов рассказал, что магистраль создает сейчас центр ситуационного управления - один из первых на сети. Его задача - прогнозировать работу дороги и ее подразделений на месяц, квартал, полугодие и год вперед, моделировать ситуации, которые будет ей предлагать экономика регионов спустя какое-то время и заранее, не дожидаясь, пока клюнет жареный петух, обеспечить план действий при кризисном стечении обстоятельств.
Одних только постоянных клиентов у Горьковской дороги около 15 тысяч. Но на то и современная компьютерная техника, чтобы отслеживать в их деятельности тенденции, анализировать особенности местной грузоотправки.
Магистраль сумела за последние пять лет существенно нарастить свой потенциал как перевозчик и партнер других перевозчиков. Удлинение путей на 28 станциях позволило на некоторых направлениях водить поезда весом до девяти тысяч тонн и, значит, ускорить перевозку грузов. Технически усилены подступы с запада к Кирову, позволяющие теперь при необходимости почти удвоить число поездов на этом участке. Начался обмен грузами с речниками в Чебоксарах, и его обеспечивает надежный "тыл" -вступившая полтора года назад механизированная сортировочная горка на дальних подступах к чувашской столице - в Канаше. В Казани самое современное в России оснащение получила дистанция погрузочно-разгрузочных работ, что позволило ей работать с 40-футовыми контейнерами и стать терминалом, способным перерабатывать практически любые грузы.
- Что касается развития автодорог, то их состояние в округе совершенно не отвечает задачам современной логистики, - так ответил Сергей Обозов на вопрос "Гудка", касавшийся "больных" точек в транспортной системе. -И не следует думать, что власть ничего не предпринимает. Группа ученых по нашему заказу составила проект развития дорожной сети на два десятилетия вперед. Проект очень подробный, тщательно проработанный, была предпринята попытка рассчитать потребности в сооружении дорог
- их направлении и ширине. Но, получив заказанную работу, мы не увидели в ней главного - стратегии, понимания того, куда будет двигаться рынок перевозок... Очень надеюсь, что взаимодействие с компаниями, занимающимися логистикой, и позволит нам эту стратегию выработать. А будет она - определятся и основные адреса вложения средств, можно будет выходить на федеральный уровень для решения самых сложных из них. Так что наш диалог я считаю чрезвычайно полезным. И в нем определяются завтрашние судьбы экономики.
Первая в российской провинции Поволжская Логистическая ассоциация начинает складываться. Это один из важнейших итогов конференции в Нижнем Новгороде. Транспортники получат организацию, которая сможет представлять их интересы в округе перед властью и обществом. А вернее
- находить точки соприкосновения этих интересов с насущными потребностями народа и государства, сделать их точками взаимодействия.
Нижний Новгород.
***
Изъяны транспортной системы больно бьют по интересам не одних только перевозчиков - по десяткам компаний, занятых перевозкой, по экономике региона, по обществу.